Консультация «Как общаться с неговорящим ребенком»

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к взрослым, но и к детям. Неуклонно растет объем знаний, и педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Довольно часто к логопеду обращаются родители с жалобами на задержку речевого развития ребенка на данный возрастной период. Какую же работу нужно проводить с этими детьми? Как же им помочь?

Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Можно сказать, что речь человека – это его визитная карточка. Речь ребёнка отражает социальную среду в которой он растёт. Дети с нарушениями речи входят в группу риска по адаптации в школе.

Для нормального становления речевой деятельности необходимы определённые условия психического развития. Прежде всего, необходимо, чтобы у ребёнка:

• Достигли определённой степени зрелости различные структуры головного мозга;

• Правильно и координированно работали голосовая и дыхательная системы, органы артикуляции;

• Были достаточно развиты слух и зрение, двигательные навыки, эмоции;

• Формировалась потребность в общении.

Овладение речевой деятельностью предполагает:

* способность говорить;

* способность понимать сказанное.

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Подражание – непременное условие овладения речью. Но чтобы ребёнок сам, по собственной инициативе, начал говорить, у него должна сформироваться потребность в этом, есть желание что-то сказать.

Причины задержки в развитии речи детей различны:

  • состояние его анамнеза;
  • отклонения в строении артикуляционного аппарата;
  • Описание: https://www.kindpng.com/picc/m/2-23096_silhouette-child-infant-mother-transparent-mother-and-baby.pngстрессы, психические заболевания;
  • частые заболевания малыша, ослабляющие его организм,
  • недостатки педагогических воздействий;
  • сложная адаптация к новым условиям жизни в дошкольном учреждении и другие.

Речевые дефекты отражаются на общем развитии ребёнка, на формировании психической деятельности, ограничивают познавательные возможности и эмоциональные проявления, могут порождать нежелательные личностные качества и особенности поведения, нарушать межличностные отношения.

Такие дети нуждаются в своевременной квалифицированной помощи неврологалогопеда, психолога, что в значительной мере ускорит ход речевого и умственного развития малышей.

Воспитателю с такими детьми особенно важно установить тесный контакт, поднять их эмоциональное состояние. Как правило, эти дети на общих занятиях малоактивны, требуют дополнительных воздействий, не могут сосредоточиться, в силу чего нуждаются в специальных условиях формирования внимания. На первых порах для занятий таких детей объединяют с другими, с теми, у которых речь развита несколько лучше, но не на столько, чтобы они могли, как говорится, “забить” плохо говорящего ребенка своими умениями. Малыши с задержкой в развитии речи внимательно приглядываются к действиям сверстников, успокаиваются, незаметно подражают их действиям, словам, легче вступают в контакт с окружающими детьми и взрослыми.

Работа с любым ребенком начинается с установления контакта:

-На первых порах лучше вообще не требовать от ребёнка речевой отдачи.

-Важно не отпугнуть малыша настойчивым «скажи»«повтори», строго исключите эти выражения из своего общения с такими детьми.

Можно посоветовать применять различные игры с игрушкой, заинтересовавшей ребенка. Игры типа “Делай, как я” (покачай куклу, покатай мячик, поставь машину в гараж) вызывают его на безречевое, а в последствии – на речевое подражание.

-Не фиксируйте внимание своё, ребёнка и окружающих на его дефекте. Никогда не говорите ему, что он не хочет или не может говорить. Хвалите за любую его инициативу, пусть и не речевого характера.

-Больше говорите с такими детьми, озвучивайте все действия. Например, выход на прогулку сопровождается монологом взрослого:

-Что мы достали? – Шубу. Что это? Шуба. Что мы надели? Шубу.

-Что мы достали? Шапку. Что это? Шапка. Что мы надели? Шапку.

-Что мы достали? Сапоги и т. д.

Названия предметов произносятся в замедленном темпе, многократно проговариваются, взрослый исполняет одновременно роль и спрашивающего и отвечающего, т. е. даётся диалог-образец. Проговаривание используется только в процессе действий с предметом. Просто так слова проговаривать бесполезно. Так может продолжаться несколько дней.

Постепенно ребёнка косвенно поощряют к вступлению в диалог – для этого взрослый делает всё более и более длительные паузы (до 5-10 сек.)

 Например: принеси машинку. Что ты принёс? Это машина… 

Смотри на меня и слушай: машина. 

Давай вместе: ма-ши-на.

Описание: Как нарисовать праздничный рисунок мамы с младенцем (ребенком) на руках.Здесь важно привлечь к работе все анализаторы ребёнка: зрительный, тактильный, двигательный. Желательно, чтобы при общении ребёнок смотрел в глаза взрослому, это даёт возможность зафиксировать внимание ребёнка на работу артикуляционного аппарата (движения губ, языка). Одно и тоже слово можно проговорить ребёнку на ушко, либо прохлопать ритм слова по его ручке. Подобное использование в работе комплекса анализаторов усиливает компенсаторные процессы, т. к. сигналы-раздражители, поступающие по анализаторам в кору головного мозга, стимулируют деятельность нервных клеток, посредством чего речевой материал воспринимается и усваивается ребёнком. И пусть ребёнок ещё не повторил слово, а только внимательно следил глазами за движениями ваших губ, важнее, что он сделал первый шаг, он проявил заинтересованность в процессе.

Обратите внимание, что эта работа строится в процессе реальных бытовых или игровых действий. И второе важное условие – ребёнок не должен догадываться, что вы его учите говорить, занимаетесь с ним развитием речи.

Направления работы:

1. Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа

«Дай ручку»«А где ножка?»«Покажи носик у собачки»«Положи Машу спать»«Положи мяч в коробку»«Посади куклу в коляску» и т. п., опираясь на то, что ребёнку доступно.

-Не дожидаясь, пока ребёнок начнёт сам вступать в речевой контакт, развивайте мыслительные процессы, начинайте учить его различать предметы по размеру (покажи большой мяч – маленький мяч, соотносить цвета, форму (дай такое же ведёрко, как у меня, количество (покажи один – покажи много).

2. Развитие слухового внимания:

• Пробуждение интереса к звукам окружающего мира (послушаем тишину; что там шумит.);

• Дифференциация тихих и громких звуков;

• Определение направления и источника звука (игры с музыкальными инструментами);

• Развитие умения соотносить количество звучаний с числом (повторить ритм);

• Развитие умения ориентироваться на смысл сказанного.

3. Артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастики (чёткая речевая инструкция и сопровождение движений стихами, что развивает целенаправленность действий, создаёт положительный эмоциональный фон, улучшает понимание обращённой речи, обогащает словарь).

Моторное развитие способствует формированию у детей раннего возраста разнообразных двигательных навыков. Чем лучше сформированы движения у ребёнка, тем лучше развивается речь. Пальчиковые игры оказывают благоприятное воздействие на развитие речи детей (речевые области формируются под влиянием импульсов от пальцев рук, подготавливают ребёнка к рисованию, письму.

Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика и логопедический массаж. 

4. Уточнение и расширение пассивного словаря по лексическим темам.

5. Формирование фразовой речи:

Описание: Explore awesome stickers by @agdemoss80.  Побуждение к речи через ситуации, которые эмоционально заинтересовывают ребенка ( различные виды пряток: ищем игрушку, часть тела, самого ребенка; рассматривание семейных фотографий);

6. Параллельно ведется работа по развитие психических процессов, обеспечивающих своевременное формирование речи и личности ребёнка (игры на восприятия цвета, формы, на логику.

По мере наращивания словаря и появления простейшей фразы у ребёнка формируется потребность в речевом общении. Здесь очень важно поощрять желание ребёнка говорить. Одной из форм стимуляции этой потребности является, естественно, похвала взрослого как положительное подкрепление достижений ребёнка.

Поэтому не скупитесь на хорошие слова и радостные восклицания!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *