Игровой самомассаж рук.

Игровой самомассаж рук.
Существует немало конкретных рекомендаций по применению пальчиковой гимнастики, ручного труда, изодеятельности, лепки и т. д. для развития мелкой моторики, совершенствования координационных способностей рук детей. Специалистами разных направлений коррекционной деятельности разработаны разные подходы, приемы, методики, повышающие эффективность такой работы.
Предлагаем с этой целью использовать игровой самомассаж кистей рук, являющийся эффективным и универсальным средством реабилитации тонких движений у детей с ограниченными возможностями здоровья, средством коррекции нарушений письменной речи у детей с локальными проблемами и развивающе – оздоровительным средством для нормально развивающихся детей.
Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже, а также от проприорецепторов мышц и суставов. Одновременно с этим в кору головного мозга (в речеслуховые, зрительные, эмоциональные и творческие зоны) поступает информация, которая не только оказывает тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, но и способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного мозга. Это является важным аспектом реабилитационной работы с детьми, имеющими органическое поражение коры головного мозга.
В отличии от традиционной пальчиковой гимнастики, которая вызывает возбуждение локальных участков мозга, игровой самомассаж оказывает тотальное воздействие на кору головного мозга, что предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг.
Массажные приемы в форме игровых процедур, сопровождаемые художественным словом в исполнении самого ребенка превращаются в настоящую театральную постановку. Маленький «актер» разыгрывает с помощью рук на импровизированной сцене (на пальцах, ладонях, тыльных поверхностях кистей рук) маленькое представление, которое длится всего несколько секунд. Но для того чтобы его сыграть, необходимо в своем воображении создать яркий образ. Содержание массажного приема, то есть механического воздействия на мышцы, должно четко соответствовать смыслу стихотворения и динамике развития сюжета.
Игровой самомассаж является эффективным средством совершенствования и таких психических функций, как внимание, память (словесно-логическая, моторная, тактильная, рефлекторная, зрительно-моторная координация, а также развитие речевой и творческой сфер.
Самомассаж кистей рук является к тому же средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания. Если их деятельность активизируется, улучшается функциональное состояние внутренних органов.Рекомендуем проводить игровой самомассаж в виде отдельного 5- минутного занятия ежедневно или в виде динамической паузы во время выполнения домашних заданий. Предлагаем примеры массажных приемов:
1. Поглаживание
Прямолинейное поглаживание тыльной и ладонной поверхностей кисти руки подушечками выпрямленных двух-пяти пальцев – это «лучи солнца». Направление движения – от кончиков пальцев к лучезапястному суставу. Предварительно попросите ребенка изобразить солнышко, расправив пальцы массирующей руки.
Солнышко лучами
 Гладит нас, ласкает.
Солнце, как и мама,
Лишь одно бывала
Зигзагообразное поглаживание (обратить внимание ребенка на то, что рука напоминает дерево: предплечье – это ствол, а кисть с растопыренными пальцами – крона).
Дунул ветер на березку,
Разлохматил ей прическу.
Ветер очень торопился,
Улетел, не извинился.
2. Растирание
Прямолинейное растирание выпрямленными ладонями друг друга. Первые две строки сопровождают растирание ладоней, следующие строки – растирание пальцев подушечкой большого пальца противоположной руки.
Пять пальцев на руке своей
Назвать по имени сумей.
Первый палец – боковой,
Называется Большой.
Пальчик второй –
Указчик старательный,
Не зря называют его Указательный.
Третий твой пальчик
Как раз посредине,
Поэтому Средний
Дано ему имя.
Палец четвертый зовут Безымянный,
Неповоротливый он и упрямый.
Совсем как в семье,
Братец младший – любимчик.
По счету он пятый,
Зовется Мизинчик.
3. Разминание
Круговое разминание ладони подушечкой большого пальца противоположной руки. Желательно вместе с ребенком вспомнить, как медленно ползет улитка.
Толстушка – ползушка,
Дом – завитушка,
Ползи по дорожке,
Ползи по ладошке,
Ползи, не спеши.
Рога покажи.
4. Вибрация
Поколачивание ладони кончиками сложенных в щепоть пальцев. Обратите внимание ребенка на то, что кисть, сложенная в щепоть, напоминает голову птицы.
Уложили дятла спать
В деревянную кровать.
Он в кровати всем назло
Продолбил себе дупло.
Веселые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствует изменению позиции ребенка из объекта в субъект воздействия, а это гарантия успеха нашей совместной с вами, уважаемые родители, реабилитационной и коррекционной работы.

Медсестра по массажу Глущенко В.В.
Информация подготовлена с использованием материалов свободного доступа сети Internet

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *