Артикуляционная гимнастика в домашних условиях

Артикуляционная гимнастика в домашних условиях

И снова здравствуйте,  дорогие родители! С вами я, ваш логопед Егорова Татьяна Викторовна. Сегодня мы с вами поговорим о пользе артикуляционной гимнастики и как её выполнять в домашних условиях.

Почти все родители знают, что гимнастика для рук и ног нужна для того, чтобы их дети стали ловкими и сильными. А то, что язык – главная мышца органов речи и для него гимнастика просто необходима, знают не все. И вообще,  бытует мнение, что артикуляционная гимнастика – это не столь важное, несерьёзное занятие, которым можно и не заниматься. Однако это не так. Систематичное выполнение артикуляционных упражнений позволяет:

 · подготовить артикуляционный аппарат к самостоятельному становлению произношения звуков;

· быстрее преодолеть речевые дефекты;

· привести тонус мышц губ, щек и языка в норму.

И даже, если ваш малыш по всем медицинским показателям абсолютно здоров, поверьте, артикуляционная гимнастика никогда не помешает.  Начать заниматься  гимнастикой  можно уже после 7-8 месяцев после рождения малыша. Можно складывать губы трубочкой, улыбаться, щёлкать языком, изображая лошадку. Чем раньше малыш научится щёлкать языком, тем быстрее в его речи появятся звуки, требующие верхнего подъёма языка [ш, ж, р, л].

Как же правильно организовать  занятия артикуляционной гимнастики в становлении и коррекции звукопроизношения:

  1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут.
  2.  Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
  3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
  4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.
  5. Проводить занятие лучше эмоционально, в игровой форме.
  6.  Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.
  7.  Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
  8. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом.
  9. И главное, помните, что упражнения должны быть целенаправленными:  при подборе упражнений для артикуляционной гимнастики следует предусматривать те движения и положения органов артикуляционного аппарата, в результате которых образуются звуки.

Теперь остановимся на том, какие артикуляционные упражнения бывают. Артикуляционные упражнения делятся на статические и динамические.

 Статические упражнения – это упражнения, где ребенок выполняет определенный уклад, позу щек, губ, языка.

• «Бегемот». Нужно расслабить язык, уложив его на нижнюю губу. Необходимо попеременно открывать и закрывать рот, при этом язык должен находиться в одном и том же положении.
• «Птенец». Нужно широко открыть рот, при этом язык должен быть расслаблен.
• «Грибочек». Открыть рот, после чего присосать язык к верхнему нёбу.
А ещё «заборчик»,  «окошечко», «трубочка», «чашечка»,  «блинчик», «иголочка»,  «горка», «парус».

Статические упражнение должны удерживаться ребенком в течение 5 – 10 секунд, то есть мало показать, главное уметь удержать позу.

            Динамические упражнения – это упражнения, где необходимо правильное движения щек, губ, языка. Это такие упражнения, как:

• «Змейка». Ребенок должен высунуть язык вперед максимально дальше. При этом нужно сделать его узким, чтобы он стал похож на маленькую «змейку».
• «Часы». Предполагает имитацию часового маятника. Нужно приоткрыть рот, затем кончиком языка касаться то левого, то правого уголка.
• «Качели». Занятие напоминает предыдущее, но направление движений меняется – напряженный язык нужно поднимать и опускать вниз, имитируя качели.
• «Катушка». Нужно открыть рот, кончик языка упереть в нижние резцы. Боковые края прижимаются к верхним коренным зубам. Широкий язык выдвигать вперед, затем убирать вглубь рта.
• «Лошадка». Язык присасывается к нёбу. Далее нужно цокать им сильно и медленно.
• «Варенье». Нужно поочередно облизывать языком верхнюю и нижнюю губу.
Эти упражнения тоже проводятся под счет, только при каждом счете ребенку необходимо поменять положение щек, губ или языка

           Комплекс упражнений для губ
• «Улыбка». Нужно растянуть губы в улыбке, при этом не обнажая зубы.
• «Бублик». Губы округлены, немного вытянуты вперед. Через образовавшийся «бублик» должно быть хорошо видно сомкнутые зубы.
• «Трубочка». Губы нужно вытянуть вперед в форме трубочки. Есть похожее занятие «Пятачок», которое также подразумевает вытягивание губ трубочкой, но здесь уже нужно вращать ими по кругу.
            Для развития мышц щек
• «Сытый хомячок». Нужно набрать полный рот воздуха. Далее надуваются щеки и удерживаются в таком положении. Можно надувать поочередно левую и правую щеку.
• «Голодный хомячок». Щеки втягиваются внутрь. На первых занятиях можно помогать ребенку руками.
• «Шарик». Щеки надуваются, потом нужно слегка ударить по ним кулачками.
           Для мышц мягкого нёба и глотки
• «Зёвушка». Представляет собой обычное позевывание, при этом нужно шумно втягивать воздух.
• «Полоскание». Нужно запрокинуть голову назад и имитировать полоскание горла.
• Резкое отрывистое произношение звуков «а-а-а», «э-э-э»


Помните: гимнастика не должна надоедать ребенку.

Следите, чтобы он не уставал. Упражнения можно сопровождать небольшими стихотворениями.

Играйте с детьми и развивайте их речь, ее благозвучие, выразительность, хорошую дикцию.

Искренне радуйтесь успехам детей, не скупитесь на похвалу и поощрения!

 

                                                                                                                                                 Логопед Т.В. Егорова

Литература:
Е. М. Косинова: Артикуляционная гимнастика, И.Эксмо, 2007

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *