Роль колыбельной песни в формировании речи ребенка

 

         Родившись, ребёнок попадает в новый удивительный мир. И что первое его встречает – это забота и внимание. С первых дней ребёнок чувствует тепло маминых рук, видит улыбку, слышит её сердцебиение, голос.

         Одним из составляющих всего самого лучшего в общении с ребёнком является колыбельная песня – удивительный дар прошлого. Созданная в далёких веках, передаваясь из поколения в поколение, она дошла и до нашего времени. Колыбельные песни – это особый мир детства. Замечательно, когда этот чудесный мир окружает ребёнка с первых дней его жизни.

         Колыбельные песни – это особенные песни, которые складывались специально для того, чтобы петь самым маленьким, такие простые и понятные, в то же время с глубочайшим смыслом. Колыбельные песни – это залог психического и физического здоровья, это первые уроки родного языка для ребёнка. Песни помогают малышу запомнить слова, из значения, порядок слов в предложении. Колыбельная песня закладывает прочный фундамент физического, психического и нравственного здоровья человека. Казалось бы, все колыбельные песни одинаковы, однако это не так. Например, существуют колыбельки, как для мальчиков, так и для девочек, несущие в себе колоссальную смысловую нагрузку и содержащие своеобразное руководство к действию. Так, колыбельная для девочки содержит такие слова: «Длинноногая моя, дитя мое, хорошее мое, будешь мне помощницей». Песня для мальчика определяет историческое предназначение мужчины: «Милый мальчик, шустрый мальчик, сильный мужичок».

         Важную роль в развитии речи ребёнка играет развитие фонематического восприятия, чему способствуют колыбельные песни. Они, наряду с другими жанрами народного творчества, заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста, формировать  интонацию, особую выразительность, эмоциональность. Это и напевное выделение голосом гласных звуков, и медленный темп, и наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний.

         При пении колыбельных мама растягивает гласные звуки: «баюшки-баю-у-у-у-у-у», акцентируя в своей речи гласные. Такая манера пения позволяет малышу хорошо развиваться. Формируется фонематическое восприятие, то есть выделение в речевом потоке отдельных звуков речи. Звук [a] (баю-ба-а-а-ай) и звук [y] (баюу-у-ушки-баюу-у-у) – одни из самых древних звуков колыбельных песен, соответствующих развитию речи у малышей. Ведь первыми речевыми реакциями у младенцев как раз и появляются «уа» и «ау». Поэтому эти гласные как нельзя лучше соответствуют природе развития, физиологии младенца.  Колыбельные песни для малышей поются в медленном темпе. Этому способствует манера пения с протягиванием гласных звуков. Также в них часто встречаются шипящие и свистящие звуки. Как часто укачивают малыша – шшш. Эти шипящие звуки действуют успокаивающе: «Баю-баю-баюШки».

         Колыбельные песни обогащают словарь детей за счёт того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например «заинька», «лисонька», «волчок». Напевность, особый ритм учат детей плавному произношению фраз, предложений. Значительно обогащается словарный запас. В произведениях устного народного творчества – изобилие слов-признаков предметов, образных сравнений, множество синонимов, антонимов. Сначала ребёнок копирует то, как взрослый выполняет те или иные движения и интонации, с которыми поётся колыбельная. Позже появляются слова. Удивительно быстро многие слова песен переходят в активный словарь детей и звучат уже во время игр, разговоров с ровесниками.

         Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать колыбельные, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например, образ кота. Причём это не просто кот, а «котенька-коток», «коток – белый животок», «котик», «котя». К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным.

         Обязательно в колыбельных для малышей много раз звучит имя ребёнка. Употребление имени малыша в тексте колыбельной (а колыбельная повторяется много раз, и малыш много слышит свое имя) способствует осознанию ребёнком своего имени, первому осознанию себя как человека, выделению своего имени в потоке речи мамы, что очень положительно сказывается на развитии младенца.

         И ещё большую роль играет ритмичность произносимых слов. Колыбельные песни снимают тревожность, возбуждение, успокаивают ребенка. Более того, психологи утверждают, что во время пения и слушания колыбельной взрослые чувствуют себя умиротворёнными и защищёнными, так как вспоминают лучшие моменты своего детства. Кроме того, длительное пение колыбельной предусматривает быстрый вдох и длительный выдох с пением – протягиванием гласных, что успокаивает маму, даёт ей возможность расслабиться, даёт возможность ей почувствовать себя единым целым с малышом, войдя в общий ритм дыхания и даже сердцебиения. Это чувство общности защищает малыша и очень важно для него в первые месяцы жизни.

         Наши предки хорошо понимали важное значение детского возраста и максимально использовали его возможности для закладки фундаментальных основ народных знаний об окружающем мире. Очень жаль, что колыбельные песни утеряли свою значимость в нашем мире сверхзвуковых скоростей, сложной техники. Не многие родительницы прибегают к замечательному опыту наших предков. Современные мамы просто не знают колыбельных песен и уж тем более не догадываются об их значении. Многие с первых дней жизни приучают младенцев засыпать под звуки телевизора или радиоприемника. Некоторые мамы и папы, слишком рано обзаведясь первенцем и не желая стать «людьми, потерянными для общества», продолжают регулярно устраивать вечеринки с музыкой и танцами. «Ну и что в этом такого, если ребенок прекрасно спит под песни группы «Ленинград»? А колыбельные — это что-то архаичное и вовсе нам не нужное…».

         Очень опасна точка зрения тех родителей, которые с самого раннего возраста «приучают» своих детей находиться в постоянном шуме, будь то работающий телевизор, включенный компьютер или звуки родительской гулянки. Постоянный шум формирует невротическое состояние у детей.

         Психологи утверждают: дети, не слышавшие в детстве колыбельных, менее успешны в жизни и подвержены психическим расстройствам. От того, какие песни пела ребенку мать, и пела ли она их вообще, зависит характер маленького человека, его физическое здоровье, степень его психологической устойчивости. Кроме того, в колыбельной зашифрованы знания о мире, которые пробуждаются в генетической памяти. Специалисты Российской академии медицинских наук установили, что у мам, которые поют своим детям колыбельные, улучшается лактация, а в дальнейшем устанавливаются более близкие отношения с детьми. Если мама будет регулярно напевать недоношенному ребенку, он гораздо быстрее наберется сил. У матерей, начавших петь колыбельные своим детям еще до их рождения, снимались проявления токсикоза. Именно через колыбельные идет передача нравственных идеалов от одного поколения к другому.

         Хочется посоветовать родителям:

  • творите своего ребенка, как творят искусники, волшебники и маги;
  • пойте колыбельные песни, которые обязательно помогут ему стать сильным, умным, красивым, удачливы;
  • помните, что колыбельные песни положительно влияют не только на самых маленьких, но и на старших дошколят, а то и на младших школьников. Мамина песня остаётся в памяти на всю жизнь;
  • колыбельная не требует каких-либо инструментов для её исполнения, достаточно только голоса. И не важно, что вы не профессиональная певица, и нет музыкального образования – пойте, пойте. Для малыша ваш голос милее всего на свете. Знакомый, родной, любимый голос, который малыш слышал, еще находясь в утробе, – мамин голос.

Дорогие мамы, придерживайтесь несложных советов наших бабушек:

  •  Пойте в спокойном темпе, растягивая гласные;
  • Гладьте малыша в ритм колыбельной или раскачивайте кроватку в ритм песни;
  • Пойте без напряжения в голосе, ласково, нежно.

 

Помните, что колыбельные песни – это первые уроки любви, покоя и защиты в жизни человека.

 

 


 

Популярные колыбельные:

 

Баю-бай, за рекой
Солнце скрылось на покой,
А у Машиных ворот
Зайки водят хоровод.
Заиньки-заиньки,
Не пора ли баиньки?
Вам – под осинку,
Маше – на перинку.

Вот и люди спят,
Вот и звери спят,
Птицы спят на веточках,
Лисы спят на горочках,
Зайки спят на травушке,
Утки на муравушке,
Детки спят по люлечкам…
Спят-поспят,
Всему миру спать велят.

А я буду напевать,
Колыбельную качать.

Баю-бай, спать пора.
Гости едут со двора,
Со двора едут домой
На лошадке вороной.
Баю-бай, баю-бай,
Поскорее засыпай.
Баю-бай, спи-усни,
Угомон тебя возьми,
Баю-бай, баю-бай,
Поди, бука, под сарай,
Поди, бука, под сарай,
Детке спать ты не мешай.

 

День растает, ночь настанет,
И придёт в наш дом
Еле слышными шагами
Дрёма – добрый гном.
Он вокруг раскинет полог 
Звёздно-голубой
И рассыпет пёстрый ворох
Сказок над тобой.
Сказки слушая украдкой,
Замурлычет кот.
До рассвета от кроватки
Дрёма не уйдет.

 

Спят усталые игрушки, книжки спят,
Одеяла и подушки ждут ребят.
Даже сказка спать ложится,
Чтобы ночью нам присниться.
Ты ей пожелай: «Баю-бай!»

Обязательно по дому в этот час
Тихо-тихо ходит Дрема возле нас.
За окошком все темнее,
Утро ночи мудренее,
Глазки закрывай! Баю-бай!

Баю-бай, должны все люди ночью спать.
Баю-баю, завтра будет день опять.
За день мы устали очень,
Скажем всем: «Спокойной ночи!»
Глазки закрывай! Баю-бай!

 

Спи, моя радость, усни!
В доме погасли огни;
Птички затихли в саду,
Рыбки уснули в пруду,
Мышка за печкою спит,
Месяц в окошко глядит…
Глазки скорее сомкни,
Спи, моя радость, усни!
Усни, усни!

Утром ты будешь опять
Бегать, смеяться, играть.
Завтра тебе я в саду
Много цветочков найду.
Все-то отдать поспешишь,
Лишь б не плакал малыш!
Глазки скорее сомкни,
Спи, моя радость, усни!
Усни, усни!

В доме все стихло давно,
В кухне, в подвале темно.
В лунный серебряный свет
Каждый листочек одет.
Кто-то вздохнул за стеной —
Что нам за дело, родной?
Глазки скорее сомкни,
Спи, моя радость, усни!
Усни, усни!

 

Спят, спят мышата, спят ежата.
Медвежата, медвежата и ребята.
Все, все уснули до рассвета.
Лишь зеленая карета…
Лишь зеленая карета
Мчится, мчится в вышине,
В серебристой тишине…

Спите, спите-спите медвежата.
Медвежата, медвежата и ребята.
В самый, в самый тихий ранний час
Звон подков разбудит вас.
Звон подков разбудит вас…
Только глянешь из окна:
На дворе стоит весна…

 

Месяц над нашею крышею светит,
Вечер стоит у двора.
Маленьким птичкам и маленьким детям
Спать наступила пора.
Завтра проснешься и ясное солнце
Снова взойдет над тобой,
Спи, мой воpобушек, спи, мой сыночек,
Спи, мой звоночек родной!

Спи, моя крошка, мой птенчик пригожий,
Баюшки-баю-баю.
Пусть никакая печаль не тревожит
Детскую душу твою.
Ты не увидишь ни горя, ни муки,
Доли не встретишь лихой.
Спи, мой воpобушек, спи, мой сыночек,
Спи, мой звоночек родной!

Спи, мой малыш, выpастай на пpостоpе,
Быстpо пpомчатся года.
С белым оpленком на ясные зоpи
Ты улетишь из гнезда.

Ясное небо, высокое солнце
Будут всегда над тобой.
Спи, мой воpобушек, спи, мой сыночек,
Спи, мой звоночек pодной.

 

Люли-люли-люленьки!
Где вы, где вы, гуленьки?
Прилетайте на кровать,
Начинайте ворковать.
Люли-люли-люленьки,
Прилетели гуленьки!
Сели в изголовье…
Спи на здоровье!

Ай, люли-люли-люли,
Прилетели журавли,
Прилетели журавли –
Сказку Саше принесли.
Журавли-то мохноноги
Не нашли пути-дороги.
Они сели на ворота,
А ворота скрип-скрип.
Не будите у нас Сашу,
У нас Саша спит-спит.


 

Материал подготовила логопед Т.В. Егорова

Источник: 
vliyanie…pesni-na-rechevoe-razvitie…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *