Подвижные игры.  Развитие речи детей в игре.

Наша речь очень сложна и разнообразна, поэтому развивать ее необходимо с первых лет жизни. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, тем полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми.

         Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в детском саду на учебных занятиях, а прежде всего дома во время игры.

     Игра в жизни каждого ребёнка занимает значимое место. Сначала ребенок учится манипулировать предметами, изучает их. С возрастом ищет их взаимосвязи. Играя, малыш развивает не только моторику, но и мышление, воображение, фантазию. Ребёнок выстраивает логические цепочки, думает, размышляет. Невозможно представить себе детство ребёнка без игры.

     Я работаю с детьми разного возраста. И за годы работы в реабилитационном центре собрала картотеку подвижных игр со словарным сопровождением, с которой и хочу поделиться. Считаю, что именно такая игра является эффективным средством, которое учит ребенка не только проявлять свою инициативу и творческую активность, контролировать и оценивать себя, но и стимулирует речевую активность, оказывает влияние на обогащение словаря, воспитывает звуковую культуру, улучшает фонематический слух, прививает интерес и любовь к языку. Помимо этого, подвижные игры развивают координацию движений, внимание и быстроту реакций, тренируют силу и выносливость, снимают импульсивность. Особенно эти игры актуальны для детей с ОНР (общее недоразвитие речи), так как они корректируют и речевое, и физическое, и психическое развитие.

     Предлагаю ознакомиться с немногими, но любимыми моими ребятами подвижными играми, которые можно проводить как дома, так и на прогулке.

Подвижные игры для детей от 2 до 6 лет.

  1. Собери шарики.

       Задачи: повышать двигательную активность; способствовать возникновению положительных эмоций от совместных действий.
Для игры подбираются шары (деревянные или пластмассовые), разные по цвету. Сложив их в корзину, приглашаем ребенка посмотреть, какие красивые шары, называет, какого они цвета. Затем высыпает их со словами: «Вот как покатились шарики…  Догоняй их и клади обратно в корзину».
При повторении игры взрослый называет, какой шар принес малыш: красный, желтый и так далее.

  1. Мы ногами топ-топ-топ.

Задача: развивать умение слушать и повторять звукоподражающие слова.

Мы ногами топ-топ-топ,

А в ладошки хлоп-хлоп-хлоп.

Ай да малыши, ай да крепыши.

  1. Затейники.

Задача: развивать способность к подражанию, расширять словарный запас.

 Выбирается затейник, он становится в середину круга. Дети, взявшись за руки, идут по кругу со словами:

Ровным кругом друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте, дружно, вместе

Сделаем вот так!

Опуская руки, играющие останавливаются, затейник показывает какое-нибудь движение. Все дети повторяют это движение.

Ребенок садится на корточки, ручки под щечки – засыпает.

  1. На дворе мороз и ветер

Задачи: учить действовать в соответствии с текстом, быть внимательными, активизировать движения детей.

Дети стоят в кругу в и выполняют движения в соответствии с текстом:

На дворе мороз и ветер,

На дворе гуляют дети,

Ручки, ручки потирают,

Ручки, ручки согревают

Не замёрзнут ручки-крошки

Мы похлопаем в ладошки.   

Вот так хлопать мы умеем,

Вот так ручки мы согреем.

Чтоб не мёрзли наши ножки

Мы потопаем немножко.

Вот как топать мы умеем,

Вот как ножки мы согреем.            

  Итак, подвижная игра способствуют ускорению развития речи, что особенно ценно для детей с нарушениями в развитии речи, активизирует, способствует эмоциональной разрядке, обеспечивает необходимую физическую нагрузку, развивает моторику. Играйте сами, играйте с детьми. Успехов вам, уважаемые родители и коллеги, в воспитании и формировании нашего прекрасного подрастающего поколения!

Логопед Егорова Т.В.

Источник:

  1. Нищева Н.В. «Подвижные игры на прогулке»/ Санкт  – Петербург «Детство – Пресс», 2010 – 192 с.
  2. Игры в логопедической группе с детьми: Пособие для логопедов/ авт.-сост.: Ю.Г. Гаубих и др.: под редакцией В.И. Селиверстова.– 2-е изд. – М.: Просвещение, 1979 г. – 208 с.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *