Психологические особенности детей с нарушением слуха.
19 февраля, 2019 Нет Комментариев
У слабослышащих детей отмечается определенная специфика в развитии зрительного восприятия окружающей действительности; формируется тонкое восприятие мимики и жестов, которые сопровождают устную речь окружающих людей. Зрительное восприятие играет большую роль в развитии общения с другими людьми.
У детей с патологией слуха в раннем школьном возрасте снижена память. В дальнейшем же по мере обучения точность узнавания и воспроизведения предметов, а также осмысленность запоминания возрастает. Может наблюдаться задержка развития словесной памяти. Запоминание и сохранение в памяти тем надежнее, чем более выражены в материале смысл и содержание.
У слабослышащих детей наблюдается задержка в освоении речью. Это определяет своеобразие развития мышления. Проведение анализа и синтеза знаний об объектах затруднены в связи с необходимостью использования словесного материала об объектах. Эти операции протекают успешнее, когда анализ осуществляется не только в словесном плане, но и связан с практическим опытом. В процессе обучения они сравнительно легко овладевают словарным составом языка. Однако с трудом усваивают значение обобщающих терминов, осмысливают понятия. Все это может отразиться на грамматике.
Дефект слуха влечет за собой некоторые особенности и в формировании личности детей. Касаясь характерологических особенностей, можно отметить такие качества, как доброта и привязанность. Этим детям свойственны и черты инфантилизма (значительно дольше остаются детьми, не «спешат» взрослеть). У них высокая самооценка (так как она недостаточно сформирована). Но с возрастом самооценка становится адекватной (правильной и критичной).
Рекомендации родителям слабослышащих детей.
- Необходимо хорошо знать сущность дефекта Вашего ребёнка. Важно представлять себе трудности жизни слабослышащего или неслышащего человека в звучащем мире, понимать, чем они вызваны, быть в силах помочь их преодолеть, и главное, хотеть помочь «особому» ребёнку стать полноценным членом общества.
- Своевременно слухопротезировать ребёнка. Но приобретение слухового аппарата не означает, что дальше ребёнок будет полноценно развиваться как нормально слышащий.
- Ни в коем случае не допускать гиперопёки. Общаться с ним и воспитывать «на равных», конечно с учётом некоторых моментов общения.
- Помочь ребёнку освоиться в коллективе слышащих сверстников. Слышащим детям необходимо объяснить, что такого ребёнка надо принимать как равного, помогать ему, не унижая, не из жалости. Защищать в необходимых случаях.
- Общаясь с ребёнком, всегда надо находиться к нему лицом. Важно следить, чтобы ребёнок умел быстро отыскать говорящего, и переводил взгляд с одного говорящего на другого.
- Нельзя допускать, чтобы что-то оставалось не понято ребёнком. Это необходимо постоянно контролировать. С помощью одного-двух вопросов можно выяснить понял ли ребёнок. При этом нельзя забывать, что сами вопросы должны быть поняты ребёнком.
- Каждый момент общения с ребёнком должен быть использован для обучения восприятию. И каждую свою двигательную реакцию в ответ на обращение ребёнок должен обязательно «оречевлять».
- Реакции говорящего должны быть адекватными произносимому. Ваше реактивное поведение должно соответствовать ситуации или содержанию речи.
- Как можно чаще вызывать ребёнка на разговор.
- Обучение носит ситуативный характер, об этом надо постоянно помнить. Использовать любые ситуации для объяснения и воспитания правильного поведения, реакций на действия других.
Зав. отделением, психолог в социальной сфере Владимирова Л.Н.
Источник: журнал «Классный руководитель»
https://multiurok.ru/blog/riekomiendatsii-roditieliam-slaboslyshashchikh-dietiei.html
Категория: Полезные материалы, Психологическая помощь