Десять правил этикета в общении с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

  1. Когда вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему лицу, которое присутствует при разговоре.
  2. Когда вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку – даже те, кто испытывает трудности с рукой или пользуется протезом, вполне могут пожать руку – правую или левую, что вполне допустимо.
  3. Когда вы встречаетесь с человеком, который плохо видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с вами. Если у вас общая беседа в группе, не забывайте назвать себя и пояснить, к кому в данный момент вы обращаетесь.
  4. Если вы предлагаете помощь, ждите, когда ее примут.
  5. Никогда не проявляйте покровительство к людям, использующим инвалидную коляску, – не кладите им руку на голову или плечи, не обращайтесь уменьшительными именами.
  6. Опираться или повиснуть на чьей-то инвалидной коляске – то же самое, что опираться или повиснуть на ее обладателе, это раздражает.
  7. Когда вы разговариваете с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, когда человек сам закончит фразу. Не поправляйте его и не разговаривайте за него. Если это необходимо, задавайте короткие вопросы, которые требуют коротких ответов, кивка или жестов. Никогда не притворяйтесь, что вы понимаете, если на самом деле это не так. Повторите, что вы поняли, а что – нет, это поможет человеку ответить вам, а вам – понять его.
  8. Когда вы разговариваете с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне, тогда вам будет легче разговаривать.
  9. Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопаете по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко. Не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам.
  10. Не смущайтесь, если случайно допустили оплошность, сказав «Увидимся» или «Вы слышали об этом…» тому, кому это говорить не стоило.

Когда вы говорите о людях с ограниченными возможностями.

Используйте слова и понятия Избегайте слов и понятий
Человек, имеющий инвалидность; люди, имеющие инвалидность; с ограниченными возможностями здоровья; человек с ограниченными функциями Больной, калека, искалеченный, деформированный, неполноценный, дефективный
Человек, использующий инвалидную коляску Прикованный к инвалидной коляске
Врожденная инвалидность, инвалид с детства Врожденный дефект, несчастье
Имеет ДЦП (ли другое заболевание) Страдает ДЦП
Ребенок с задержкой в развитии, медленно обучаемый ребенок, человек с задержкой в развитии «Тормоз», слабоумный
Человек с синдромом Дауна, дети с синдромом Дауна «Даун», «монголоид», даунята
Человек с эпилепсией. Люди, подверженные эпилептическим припадкам Эпилептик, припадочный

 

Душевнобольные люди; люди с психическими проблемами; люди с душевным или эмоциональным расстройством Сумасшедший, псих
Слепой человек, незрячий человек, невидящий человек, слабовидящий человек, человек с нарушением слуха, глухой человек, слабослышащий человек, человек с остатками слуха Слепой, как крот, совершенно слепой, глухонемой, глухой, тугоухий

 

 

Психолог в социальной сфере Владимирова Л.Н.

Использованы материалы журнала «Как сохранить здоровье»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *