Ребенок – левша и его речевое развитие

Часто случается так, что взрослые — мамы и папы, бабушки и дедушки, вос­питатели и учителя — не знают и не понимают особенностей леворукого ребен­ка, ставят перед ним невыполнимые задачи, не умеют вовремя помочь, а потом раздражаются от собственного бессилия.

Проблемы леворуких детей связаны не только с особенностями проявления их психики, но, главное, с работой их мозга.

В зависимости от того, какой рукой человек предпочитает пользоваться, его можно на­звать правшой, левшой или амбидекстром (амбидекстры одинаково владеют обеими руками). Предпочтение той или иной руки связано с асимметричной работой двух полушарий мозга.

Считается, что правополушарным детям легче даются гуманитарные науки, так как у них развито эмоционально-образное мышление, а левополушарным — точные, так как у них преобладает рационально-логическое мышление. Оказывается, это не так. Одну и ту же за­дачу по-разному решит левополушарный и правополушарный ребенок.

Дети с ведущей левой рукой, имеющие различные речевые нарушения, требуют тщательного наблюдения и психолого-педагогического сопровождения с обязательным участием родителей.

1)Правильное оборудование рабочего места леворукого ребёнка:

Для того чтобы в будущем у него не возникали проблемы при обучении письму, нужно еще до школы (после 5 лет) научить его правильно сидеть за столом, держать ручку и тетрадь, а также организовать его рабочее место.

  • Правильная поза при письме: сидеть прямо; опираться спиной на спинку стула; не касаться грудью стола; ноги держать прямо, стопы поставить на пол или подставку; туловище, голову, плечи держать ровно; обе руки в области предплечья опереть о край стола, при этом локти должны выступать за край.
  • Способ держания ручки может быть различным: обычным, как у правшей, или инвертированным, когда рука расположена над строчкой и изогнута в виде крючка. Держать ручку нужно так, чтобы она составила одну линию с рукой.
  • Для леворуких рекомендуется правонаклонный разворот тетради и прямое (безнаклонное) письмо.
  • Свет при письме должен падать с правой стороны.
  • Необходимо «маркировать» ведущую руку при помощи браслета или часов, если ребенок затрудняется в определении правой и левой руки.

2) Коррекционная работа по преодолению речевых нарушений:

Леворуким детям, имеющим нарушения речи, свойственны особенности функционального развития. Такие дети хуже справляются с зрительно-пространственными заданиями; испытывают трудности формирования навыков письменной и устной речи, чтения; восприятия (понимания) речи. Поэтому очень важно заранее подготовить ребёнка к школе. Это очень сложный процесс, включающий в себя не только развитие тонко координированных действий руки, но и речевое развитие, развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций.

  • Для постановки и автоматизации звуков у детей левшей, целесообразно использовать игры с опорой на зрительный анализатор. Это выбор заданных букв из ряда других, нахождение точечного рисунка на определенный звук и обведение его по контуру. Составление рассказа по опорным картинкам на заданный звук. Составление коллажей с вырезанными картинками на автоматизированный звук.
  • Для развития связной речи полезно  составлять рассказы по серии сюжетных картинок, которые ребенок  разложит сам, соблюдая направление слева направо. Ребенок может и иллюстрировать сказки, а потом пересказывать их по картинкам, разложенным по тому же принципу.
  • Для синхронизации  межполушарного взаимодействия на физкультминутках во время логопедических занятий полезно выполнять упражнения на содружественные движения рук и  одновременные движения рук и ног. При использовании логоритмики левши  получают дополнительный шанс в успешном обучении.
  • При чтении, чтобы избежать потери  строки и  попыток читать справа налево или из середины текста, ребенку нужно напомнить, откуда началось чтение, а можно ориентировать его по «маркированной» руке. Если эти способы не дают эффекта, левша может попробовать закрыть текст и открывать только читаемый слог. Так придется продолжать до тех пор, пока не автоматизируется нужное направление и темп слежения за строкой.
  • Необходимо учить леворукого ребенка ориентировке на тетрадном листе и закреплению понятий «лево – право». При недостаточной дифференциации отдельных пространственных признаков контура букв, целесообразно копировать различные фигуры и воспроизводить их по памяти. Конструировать буквы из элементов с последующим комментированием действий. При овладении письмом леворукий ребенок должен выбрать для себя тот вариант начертания букв, который ему удобен (леворукие дети чаще выполняют овалы слева направо и сверху вниз; их письмо имеет больше обрывов, менее связно, буквы соединяются короткими прямыми линиями). Требовать от левши безотрывного письма противопоказано.

Нужно ли переучивать левшу?

К моменту поступления в школу вопрос о выборе руки для письма становится главным для родителей леворукого малыша. Многие настаивают на переучивании левши, оправды­вая это желанием помочь ребенку быть как все. Детям запрещают брать карандаш в левую руку, запугивая тем, что в школе все пишут правой рукой, а над левшами смеются и не берут в армию.

Родителям следует знать, что существуют методические рекомендации, выпущенные Министерством здравоохранения в 1985 году. В них говорится о запрещении переучивания левшей и о необходимости снизить требования к каллиграфической стороне почерка леворуких детей: допустимым является вертикальное написание букв или наклон букв влево. Леворукий ребенок может выбрать удобный для и его тип написания букв и слов. Действия учителя, который снижает ребенку-левше отметку за почерк, неправомерны.

ЧТО ПРОИСХОДИТ ПРИ ПЕРЕУЧИВАНИИ ЛЕВШИ?

Нейропсихологи считают, что при переучивании леворукого ребенка угнетаются функ­ции правого полушария, а это ведет к нарушению речевых и зрительно-пространственных способностей.

Переучивание негативно влияет на взаимодействие левого и правого полушарий мозга и приводит к неустойчивости психической деятельности ребенка. У ребенка, которого пере­учивают, ослабляется внимание, умение анализировать расположение объектов в простран­стве, страдает зрительно-двигательная координация, и как результат — снижается темп интеллектуальной деятельности.

 

Если вы хотите, чтобы ребенок был здоровым и счастливым,

помогите ему раскрыть свои способности.

Пусть он не такой, как другие дети, но за это вы его и любите.

Логопед Егорова Т.В.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Безруких М. М. “Леворукий ребёнок” – М., 2001

 2.Безруких М. М., Ефимова С. П. “Почему учиться трудно”, М.,   1995.  – 203с.

3. Стаханова Т.А. Психологические особенности леворуких детей. Школьные проблемы левшей // Практический психолог.М., 2005- с. 95

4. Шелопухо О.А. Программа развития и обучения дошкольника. Еслиребенок левша. Для детей 4-6 лет. — СПб.: Нева; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *