Копилка логопедических советов для родителей

Каждую семью, где растет малыш, беспокоит вопрос, как обеспечить полноценное речевое развитие ребенка.

           Развитие речи ребенка начинается с самого рождения. Навыки правильной речи ребенок приобретает в семье. Ребенок должен слышать правильную, четкую речь, желательно, чтобы родители, бабушки и дедушки разговаривали с малышом на одном, на родном языке.

  1. Итак, начнем сВас, мамы и папы, бабушки и дедушки.

Даже если Вы молчаливы от природы – все равно говорите с малышом. Ребенок легче понимает обращенную речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами!

  1. Встреча взглядов.

Озвучивайте любую ситуацию, но только если Вы видите, что ребенок слышит и видит Вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Это особенно важно, если Ваш ребенок чрезмерно активный, постоянно двигается.

  1. Говорите чётко.

Говорите просто, четко, внятно проговаривая каждую фразу, каждое слово. Известно, что дети очень чутки к интонации: поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, старайтесь произносить как можно более выразительно.

  1. 4. Очень важно: хорошее настроение.

Старайтесь произносить новое слово в эмоционально благоприятной обстановке. Психологи заметили: в таких условиях ребенок обучается и впитывает новую информацию в 10 раз лучше, чем в нейтральных или неблагоприятных.

  1. Все чувства – в союзе с речью.

Очень важно, чтобы ребенок, постигая, узнавая что-то новое, имел возможность не только видеть новый предмет, но и трогать, нюхать, щупать его, то есть – изучать различными способами. Если Вы видите, что ребенок что-то трогает, с чем-то играет, сразу же назовите этот предмет несколько раз – коротко, четко, выразительно.

  1. В основе речи – стремление к общению

Как бы несовершенно Ваш ребенок ни говорил, принимайте и поддерживайте его стремления вступить с Вами в контакт. Даже если он вообще еще не говорит, чаще вовлекайте его в невербальный           (несловесный) диалог, «приветствуя и одобряя» любой ответ (жест, выразительный взгляд, вокализацию). Поддерживайте его стремление общаться!

  1. Стремление к разнообразию.

Если лепет малыша однообразен, старайтесь обогатить его, предлагая ему цепочку слов с другими согласными: дя-дя, да-да-да, ма-ма-ма, ба-ба-ба, бя-бя-бя, с другими гласными: ба-бо-бу-би-бе. Комбинируйте разные слоги и старайтесь, чтобы малыш захотел повторять их.

  1. Уважайтеего попытки говорить.

В те моменты, когда ребенок говорит, лепечет один или вместе с Вами, выключите громкую музыку и дайте возможность ему слышать Вас и себя. Речь развивается на основе подражания и самоподражания – поэтому ему необходимо слышать себя.

  1. Учите в игре.

Играя, учите подражать (две собачки лают, две киски мяукают, перекличка «ау-ау»). Специально создайте такие игровые ситуации, где ребенку понадобится звукоподражания, либо надо будет произнести какие-то слова для того, чтобы игра состоялась. Обратите внимание: побуждаете не Вы, а ситуация.

  1. Не предупреждайте его желаний.

Некоторые родители пытаются угадать желания своего ребенка, часто предупреждая их в тот момент, когда они только появляются. В этом случае у малыша нет необходимости произносить что-либо – достаточно просто посмотреть, протянуть руку. В такой ситуации есть опасность задержать ребенка на стадии жестового общения. И хотя жест – это тоже общение, но не стоит задерживаться на этом уровне

  1. Расширяйте словарь малыша.

Ребенок владеет словом на двух уровнях: понимает его – это пассивный словарь, говорит – это активный словарь. Активный может быть совсем еще мал. Но если Вы пополняете ресурс понимания, это обязательно приведет к так называемому лексическому взрыву. И в дальнейшем он перенесет в активный словарь то, что Вы научили его, разглядывая вместе картинки, читая книжки и комментируя свои действия. Старайтесь ввести в его пассивный словарь названия вещей, которые его окружают (игрушки, кухонная утварь, предметы быта), имена существ и вещей на картинках в книжках и, конечно, имена родственников и всех близких людей. Научите ребенка показывать «где ручки, где ножки?» (у куклы, у вас).

  1. Развивайте фонематический слух.

Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?», «Кто это?»  Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.

  1. Не пренебрегайте звукоподражанием.

Для детей, которые поздно начинают говорить, очень полезно использовать слова типа «бух», «ням-ням», «дай», «ав-ав» и другие короткие слова, состоящие из одного или двух одинаковых слогов. Эти слова основаны на звукоподражаниях, легки для усвоения и облегчают ребенку начальные стадии вхождения в речевую стихию. Потом они уйдут сами собой, станут ненужными, но пока не пренебрегайте ими, сейчас они нужны Вашему ребенку.

  1. Читайте, читайте, читайте.

Читайте короткие стихи, сказки. Перечитывайте их много раз – не бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимают тексты, которые они уже много раз слышали. Дождитесь, пока ребенок хорошо запомнит стихотворение, уловит его ритм, а затем пробуйте не договаривать последнее слово каждой строки, предоставляя это делать малышу. Пойте простые песенки, помогая ему воспринимать ритм и воспроизвести его.

  1. Пальцы помогают речи.

Обратите особое внимание на развитие мелкой моторики – точных движений пальцев руки. Она, эта моторика, тесно связана с развитием речи. Лепка, рисование, «пальчиковый театр», игры с мелкими предметами – все это поможет речи, а в будущем и письму.

  1. Будьте терпеливы, снисходительны и осторожны.

Если Ваш малыш неверно произносит какой-нибудь звук, никогда не смейтесь, не повторяйте за ним неправильное произношение слова. Тут же повторите слово правильно, стараясь перехватить взгляд ребенка. Возможно, он сможет повторить за Вами. Будьте терпеливы! Но не слишком фиксируйте внимание на неправильное произношение – это может вызвать обратную реакцию.

  1. Только Вы!

Помните: только Вы и Ваша вера в силы и способности малыша могут помочь ему развиваться гармонично. Не забывайте активно радовать его успехам, чаще хвалите. Фиксируйте его речевые достижения, записывайте, сколько слов он уже понимает, какие слова произносит, в каких ситуациях – так Вы сможете день за днем судить о его успехах.

 

Справка

Словарь

Пассивный словарь – это слова, которые человек понимает, но не всегда принимает. Пассивный словарь всегда больше активного.

Активный словарь малыша постоянно увеличивается, он составляет:

  • до 1 года 6 месяцев – 10-15 слов;
  • в конце 2 года – 300 слов;
  • в конце 3 года – 1000 слов;
  • в 4 года – 2 500 слов;
  • в 5 лет – 3 500 слов;
  • в 6 лет – 4 000 слов;
  • в 7 лет – 4 500 слов.

  У взрослого человека словарь насчитывает 6 – 8 тысяч слов.

Ориентировочный порядок усвоения детьми звуков нашего языка.

ВОЗРАСТ РЕБЕНКА      ЗВУКИ РЕЧИ

От 1 до 2 лет                  А, О, У, Э, М, П, Б, К, Г, Х, Й

От 2 до 3 лет                  И, Ы, В, Ф, Т, Д ,Н

От 3 до 4 лет                  С, З, Ц

От 4 до 5 лет                  Ш, Ж, Ч, Щ

От 5 до 7 лет                  Л, Р

 

Логопед Егорова Т.В.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *