“Ниткография”

Ниткография — это вид изобразительного искусства, позволяющий создавать яркие и выразительные образы с помощью нити.  Рисование нитями позволяет реализовать человеку свой художественный талант в более простой форме.  Благодаря своей малозатратности,  ниткография стала обретать популярность в наше время. Изображение, выполненное в этой технике, получается объемным, фактурным, завораживающим и кажется «живым», в отличие от обычных контурных изображений. Данный вид  творчества доступен  даже маленьким детям, так как  прост в выполнении. Яркие и приятные на ощупь нитки успокаивающе действуют на детей.      Ниткография – является замечательным способом совершенствования пальчиковой моторики детей,  способствует развитию у детей зрительного восприятия, воображения, зрительно-моторной координации, формирует плавность, ритмичность и точность движений, подготавливает руку к письму.

Как вид изобразительного искусства, ниткография берет свои истоки в Мексике. Мексиканские мастера Уичоли занимаются ткачеством, вышивкой, узорным плетением, бисерным рукоделием, росписью и пр.  Широко известны своеобразные картины уичоли, выполненные в характерном стиле из шерстяной пряжи. Традиционно они представляют собой круглую или квадратную дощечку с отверстием в центре, покрытую с обеих сторон смесью пчелиного воска и сосновой смолы, на которую наклеивают разноцветные шерстяные нити в форме различных узоров.

Различают  четыре  разновидности изобразительной деятельности с использованием ниток.

Ниткография – разновидность техники, с которой начинается знакомство малышей с изобразительными возможностями ниток. Для выполнения работы в данной технике необходимо: шерстяные нитки (чем более ворсистой она будет, тем замысловатее получится изображение), краска (гуашь или акварель), 2 листа плотной бумаги (акварельные листы подходят идеально, но можно и обычные). Берём шерстяную нитку длиной 40–60 см. Окунаем её в краску (гуашь удобнее использовать, чем акварель), оставляя чистый хвостик. Выкладываем на листе бумаги (лучше брать плотные). Прикладываем чистый лист, прижимаем. Не открывая верхний лист, за хвостик водим нить влево-вправо. Снимаем верхний лист, убираем нить. Дорисовываем узоры, которые оставила нитка, придумывая образы. Лист основы можно сложить пополам и накрывать нить половинкой, тогда рисунок получится симметричным. Постепенно технику можно усложнять несколькими нитями, окрашенными в разные цвета.

Ниткопись. В этом случае необходимы нити разных цветов, фактур, клей (ПВА или силикатный) и лист для основы. Ниткопись можно выполнять на ткани, тогда нитки просто выкладываются на основу. Клей использовать не нужно. Только вот картинки получатся временные — пока ниточки не осыпятся. Рассмотрим другой вариант ниткописи:  на листе рисуем контур сюжета картинки (можно свой, а можно взять шаблон обычной раскраски). Наносим клей по контуру. Пока он не застыл, выкладываем нить и слегка прижимаем, чтобы она приклеилась. Теперь по элементам заполняем рисунок нитками подходящих цветов. Технику можно усложнять способом выкладывания ниток: по спирали; по кругу; ровными линиями; зигзагообразными линиями и т.д.

Аппликация нитками. Как разновидность ниткописи вместо цельных ниток используются кусочки, то есть нити нарезаются небольшими отрезками, которыми засыпается пространство рисунка. Такой способ считается более удобным в работе с детьми помладше. К тому же он не требует много времени на выполнение задания. Знакомство с ниткописью цельной ниткой обычно происходит с детьми постарше.

Изонить.  Эта техника ниткографии, где для основы рисунка нужно брать картон средней плотности, нитки; кнопки в виде гвоздиков; дощечка; рисунок на бумаге; ножницы. На дощечки прикладываем рисунок (можно из раскраски). По контурам всех элементов вставляем кнопки-гвоздики или булавки. Аккуратно, чтобы не вытащить гвоздики, вынимаем бумажный образец. Обматываем гвоздики нитками, делая по два оборота вокруг каждого, хорошо натягиваем ниточки. Как более простой вариант, по контуру рисунка прокалываются дырочки, в которые малыши пропускают ниточки с помощью иголки.

Маленькие хитрости и секреты ниткографии для начинающих:

  • Начинать работу нужно с простых рисунков. Когда научитесь правильно формировать витки, можете переходить к сюжетным изображениям.
  • Клей ПВА лучше брать более густой, так как жидкий будет быстро впитываться в основу.
  • Клей наносится на основу, а нити прикладываются поверху.
  • Можно воспользоваться клеем для строительных работ, применяемым для поклейки пенопластового плинтуса.
  • Нитки можно использовать даже те, которые остались от роспуска вязанных вещей, только их следует предварительно выпрямить,не используйте в ниткографии на начальных этапах материал, который имеет негладкую структуру. Нити с мохнатыми либо кудрявыми составляющими хоть и дают интересный эффект по итогу, но они достаточно трудоемки в работе.
  • Если в одной работе будут использованы нити разной толщины, то работа выйдет рельефной. Чем толще нить, тем объемнее будет картина.
  • Сложнее работать с фактурной пряжей (мохнатой или кудрявой нитью), поэтому для обучения надо брать гладкие нити толщиной 2 мм.
  • Изображение лучше наносить простым карандашом. Возможно сделать цветное изображение акриловыми красками, чтобы в конечном результате не было видно основы через витки рисунка.
  • Сразу нужно приклеить нить на контур рисунка, а потом приступать к заполнению изображения.
  • Чтобы витки пряжи ложились ровнее, необходимо использовать спицу или тонкую палочку (зубочистку).
  • После приклеивания нитей их нужно слегка прижать руками к основе, чтобы они равномернее приклеились.
  • Если у вас не получилось что-то или витки лежат неровно, можно оторвать нити от гладкой поверхности и все переделать.
  • Чтобы картина получилась качественной, надо следить, чтобы витки ложились плотнее друг к другу.
  • Если вы заметили, что такой-то виток плохо приклеился к основе, то нанесите немного клея на зубочистку и подклейте нить.
  • Круглые элементы заполняются по спирали, а длинные – справа налево.
  • Чтобы готовая работа выглядела более идеальной и ровной, можно прогладить ее теплым утюгом, подложив мокрую светлую ткань или марлю.
  • Готовые картины в технике ниткография лучше размещать в рамке без стекла, чтобы все желающие смогли на ощупь почувствовать рельефность изображения.

Специалист по социальной работе Шалафанова С.Н.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/; hhttps://www.livemaster.ru/; https://infourok.ru/nit

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *