СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки!

Одно то, что вы сегодня читаете эти советы, говорит о том, чтовы очень хотите помочь вашему малышу полюбить школу и успешно учиться.

1 класс – это старт, и от того, как он пройдет, зависит скорость и качество  всей дальнейшей дистанции. Поэтому прежде, чем стартовать, убедитесь, что ваш ребенок готов к этому. Убедитесь, что его речь достаточно сформирована. Наша речь – это процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем  речевого развития.

Для воспитания полноценной речи нужно устранить всё, что мешает свободному общению ребёнка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь не совершенна. Однако постепенно круг связей ребёнка с окружающим миром расширяется; и очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники и взрослые. Ещё острее встаёт вопрос о значении фонетически правильной речи при поступлении в школу. Когда ребёнку нужно отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух (недостатки речи обнаруживаются очень скоро). Особенно необходимым становится правильное произношение звуков и слов при овладении грамотой.

Рекомендации для родителей.

Развитие фонематических процессов и коррекция нарушений звукопроизношения.

  1. К моменту поступления в школу ребенок должен правильно произносить все звуки речи родного языка и не путать их между собой в речевом потоке. Перед школой необходимо проконсультироваться с логопедом.
  2. Обратите внимание на сформированность слоговой структуры речи у вашего ребенка. К шести годам ребенок безошибочно, не переставляя и пропуская слоги, должен произносить слова типа: милиционер, экскаватор, велосипедист и т.д.
  3. Формируйте у ребенка способность к различению на слух всех звуков речи, – это поможет в дальнейшем избежать трудностей в овладении письменной речью.

Упражнения:

– Произнесите ряд слов и попросите ребенка хлопнуть в ладоши (поднять руку), когда услышит заданный звук. Например: «Хлопни в ладоши, когда услышишь в слове звук [Р]». Так можно «играть» с любым звуком речи.

– Попросите вспомнить и назвать предметы, окружающие ребенка (на улице, в комнате, магазине, детском саду), начинающиеся на звук [Ш] (или любой другой звук).

– Предложите самостоятельно придумать 5-7 слов, начинающихся на заданный звук.

– Попросите вспомнить и назвать учебные принадлежности (продукты из магазина, домашних или диких животных и т.д.), в названиях которых «спрятался» звук [С] (или любой другой).

– Произносите ряд слов и попросите ребенка хлопнуть в ладоши (поднять руку) когда услышит мягкий согласный звук в начале слова (Например: лента, лапка, моль, мир, мяч, лужа, ремонт, рама , кошка, кедр, санки, сено, и т.д.); в конце слова (моль, укол, якорь, забор, огонь, вагон и т.д.); в середине слова (малина, коляска, корабль, вареный, косилка, косынка).

К моменту поступления в школу у ребенка должны быть сформированы процессы языкового анализа и синтеза, которые являются важной операцией при последующем обучении ребенка.

Упражнения

  1. Сосчитай, сколько слов в предложениях: «Мама моет посуду.», «Петя пьет вкусный сок.», «Папа едет на работу.». Назови первое и последнее слово в предложении.
  2. Придумай предложение с маленьким словом «на» (так можно придумывать с любым предлогом), например: «Ваза стоит на столе.»
  3. Придумай предложение с первым словом “веселый” (или любым другим), постепенно добавляя слова связанные между собой по смыслу. Например: «Веселый…», «Веселый кот…», «Веселый кот прыгнул…», «Веселый кот прыгнул на …», «Веселый кот прыгнул на диван.».
  4. Доскажи слог, чтобы получилось слово. Например: ма-ли-(на), ка-ран-(даш), кар-тош-(ка) и др.
  5. Сосчитай сколько слогов в словах. Пример: слон, дом, кран, пень (слова с одним слогом); каша, лето, сумка, урок, сырок (слова с двумя слогами); малина, картина, цыпленок (слова с тремя слогами).
  6. «Где спрятался звук?». Ребенок должен определить приблизительное место звука в слове: в начале, середине, конце. Например: «Где спрятался звук [С] в слове «санки» (в начале), в слове «миска» (в середине), в слове «нос» (в конце)».

Развитие зрительно-пространственных представлений.

Упражнения:

  1. «Найди спрятанное». Предложите ребенку найти спрятанный вами предмет или игрушку в комнате, следуя инструкциям. Например: «Встань спиной к телевизору и сделай два шага вправо, повернись налево и сделай один шаг и т.д.».
  2. Попросите ребенка показать различные части тела: правый глаз, левую руку и т.д. Усложните задание попросив показать левой рукой правое ухо, правой рукой левый глаз и т.д. Такой вид упражнений помогает сформировать умение ориентироваться в правой и левой сторонах пространства.
  3. На улице можно предложить ребенку рассмотреть окружающие предметы и назвать их расположение относительно друг друга. Например: «Машина стоит около дома.», «Автобус едет справа от девочки.», «Цветы растут слева от дерева.» и т.д.
  4. «Графический диктант по клеточкам». Рисунки графических диктантов можно найти в литературе по подготовке ребенка к школе. Это задание помогает не только развивать зрительно-пространственную ориентировку, но и готовит руку к письму.
  5. «Найди отличия в картинках». Такие задания можно встретить в детских журналах.

Развитие мелкой моторики.

Упражнения

Важным условием полноценного овладения ребенком навыками письма является достаточная степень развития мелкой моторики пальцев рук. Известно, что упражнения на развитие мелкой моторики стимулируют речевое развитие ребенка, активизируя отделы коры головного мозга. Можно использовать следующие виды заданий:

  1. «Пальчиковые игры». Такие игры можно найти в литературе по подготовке ребенка к школе. Пример игры: «Апельсин»
    Начиная с мизинца загибать попеременно все пальцы:
    Мы делили апельсин.
    Много нас, а он один.
    Это долька для кота,
    Это долька для ежа,
    Это долька для улитки,
    Это долька для чижа,
    Ну, а волку – кожура.
  2. Штриховка орнаментов, геометрических фигур, различных картинок.
  3. Раскрашивание изображений и рисование.
  4. Собирание мелкого конструктора и мозаики.
  5. Выполнение аппликаций из бумаги и природного материала.
  6. Вырезание из бумаги геометрических фигур или фигурок животных.
  7. Лепка из пластилина и глины.
  8. Завязывание шнурков и застегивание мелких деталей одежды.

И еще:

  • постарайтесь достижения ребёнка не сравнивать ни со своими достижениями, ни с достижениями старшего брата или сестры, ни с достижениями одноклассников;
  • помните, что учиться все-таки он, а не вы. Самое главное, что вы должны оставаться для вашего ребёнка любящим и понимающим родителем и не берите на себя роль учителя;
  • не угнетайте малыша своим превосходством, своими прошлыми школьными успехами. Лучше вспомните ваши трудности в обучении и, главное, как вы их преодолевали;

Для успеха любого дела – это доверительные взаимоотношения. Ваша любовь, терпение и ваши теперешние учебные навыки будут служить гарантом уверенного продвижения в учёбе для вашего малыша. И помните, что, по сути, неважно как будет учиться ребенок, ведь вы любите его не за хорошее поведение и оценки, а просто за то, что он существует. Удачи вам!

 Логопед Егорова Т.В.

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/logopediya

 

Литература

  1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб.пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. -3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
  2. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда. – М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2008. – 280 с.
  3. Левина А. Обучает грамоте. З-4 года. Тетрадь для занятий взрослых с детьми. – М.: Издательство «Олма-Пресс Экслибрис», 2004. – 18 с.
  4. Левина А. Обучает грамоте. 5-6 лет. Тетрадь для занятий взрослых с детьми. – М.: Издательство «Олма-Пресс Экслибрис», 2004. – 18 с.
  5. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: Владос, 1997. – 185 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *