Словарь основных логопедических терминов для родителей

Уважаемые родители! В процессе работы вашего ребенка с логопедом, вы можете встретиться с разными непонятными терминами. Для того, чтобы работа была продуктивнее, предлагаю познакомиться с основными логопедическими  терминами.

Автоматизация (звука)  – этап, следующий после постановки нового звука и направленные на формирование правильного произношения звука в связной речи; заключается в постепенном, последовательном введении поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь.

Аграмматизм – нарушение понимания и употребления грамматических средств языка.

     Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Различают моторные и сенсорные алалии.

         Алексия (дислексия) – невозможность (алексия) или частичное специфическое нарушение процесса чтения (дислексия).

 Аморфные слова – это грамматически неизменяемые слова-корни, так называемые «аномальные слова» детской речи. Различают слова-фрагменты, в которых сохранены только части словаслова-звукоподражания,  которыми ребенок обозначает предметы, действия, ситуацию; контурные слова, в которых правильно воспроизводятся ударение и количество слогов.

Артикуляция – деятельность речевых органов, связанных с произнесением звуков речи и различных их компонентов, составляющих слоги, слова.

Артикуляционный аппарат – совокупность органов, обеспечивающих образование звуков речи (артикуляцию, включает голосовой аппарат, мышцы глотки, гортани, языка, мягкого нёба, губ, щек и нижней челюсти, зубы и др).

     Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

Афония – полное отсутствие голоса (дис – частичное).

 Брадилалия – патологически замедленный темп речи.

      Внутренняя речь – произносимая беззвучно, скрытая, имеет место в процессе мышления.

Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное  несформированностью  высших психических функций.  Проявляется в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций.  Проявляется в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Задержка речевого развития (ЗРР) – отставание речевого развития от возрастной нормы речевого развития в возрасте до 3 лет.

Звукоподражания – условное воспроизведение звуков природы и звучаний, сопровождающих некоторые процессы (смех, свист, шум и т.д.), а также криков животных.

          Импрессивная речь – восприятие, понимание речи.

           Кинестетические ощущения – ощущения положения и движения органов.

          Коррекция нарушений речи – исправление недостатков речи.

          Логоррея – бессвязный речевой поток, представляющий пустой набор отдельных слов, лишенных логической связи.

          Мутизм –  прекращение речевого общения с окружающими вследствие психической травмы.

      Нарушение голоса – отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосообразующего аппарата.

      Нарушения речи – отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, проявляющиеся в частичных нарушениях (звукопроизношения, голоса, темпа и ритма и т.д.).

         Недоразвитие речи – качественно низкий уровень сформированности сравнительно с нормой той или иной речевой функции или речевой системы в целом.

          Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

          Отраженная речь – повторенная за кем-либо речь.

Парафазия – нарушения речевого высказывания, проявляющиеся в пропусках, ошибочной замене или перестановке звуков и слогов в словах (литеральная парафазия, например моколо вместо молоко, скул вместо стул) или в замене необходимых слов другими, не имеющими отношения к смыслу высказывания (вербальная парафазия) в устной и письменной речи.

Персеверации – циклическое повторение или настойчивое воспроизведение,часто вопреки сознательному намерению каких-либо действий, мыслей или переживаний.

Распад речи – утрата имевшихся речевых навыков и коммуникативных умений вследствие локальных поражений мозга.

Растормаживание речи у детей – активизация развития речи у детей с задержкой речевого развития.

Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, образующееся в результате излишнего или недостаточного в процессе речи резонирования в носовой полости.

Ротацизм – расстройство произношения звуков [Р], [Рь].

Сенсорный – чувствительный, чувствующий, относящийся к ощущениям.

Сигматизм – расстройство произношения свистящих ([С], [Сь], [З], [Зь], [Ц]) и шипящих ([Ш], [Ж], [Ч], [Щ]) звуков.

Сопряженная речь – совместное одновременное повторение двумя или более лицами произнесенных кем-либо слов или фраз.

Тахилалия – нарушение речи, выражающееся в чрезмерной быстроте ее темпа (20-30 звуков в секунду).

Тремор – ритмичные колебательные движения конечностей, головы, языка и т.д. при поражении нервной системы.

           Фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

            Фонематическое восприятие – специальные умственные действия при дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.

            Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.

Экспрессивная речь активное устное и письменное высказывание.

Эхолалия – непроизвольное повторение слышимых звуков, слов или фраз.

          

Логопед Егорова Т.В.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *