Научись меня понимать.

Статья

Коррекционно-развивающая работа

с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра

 ( в рамках проекта«Научись меня понимать»).

Попова Е.А., психолог в социальной сфере

Муниципального казенного учреждения

Анжеро-Судженского городского округа

«Реабилитационный Центр для детей и подростков

с ограниченными возможностями»

Аутизм – это нарушение   психического развития, характеризующееся рядом особенностей. Синдром раннего детского аутизма формируется к 2,5-3 годам, однако признаки его могут быть обнаружены значительно раньше. Они проявляются, прежде всего, в особенностях   взаимодействия ребенка с окружающим миром. Сегодня диагноз детский аутизм встречается все чаще. Родители, услышав подобный диагноз, сначала пугаются, паникуют, теряются, но потом понимают…

Кто-то замыкается в себе и своей проблеме, а кто-то ищет все новые пути решения.

И тем и другим на помощь приходим мы – психологи реабилитационного центра. Одним рассказываем об особенностях их детей, другим помогаем правильно взаимодействовать со своим ребенком, третьим помогаем обрести внутренне равновесие.

         По статистическим данным в Анжеро-Судженском городском округе проживает 16детей-инвалидов, имеющих расстройства аутистического спектра. Количество детей по сравнению с 2009 годом возросло почти в два раза. И эта цифра с каждым годом неумолимо растет.

Социализация и реабилитация детей с РАС до сих пор остается нерешенной проблемой. Большинство этих детей живут в условиях изоляции и отчуждения от общества, находясь под постоянной опекой родственников. Они несамостоятельны, безинициативны и полностью зависят от тех, кто осуществляет присмотр за ними.

Большинство детей с РАС не могут посещать образовательные учреждения, так как у них отсутствуют простейшие бытовые навыки, затруднена коммуникация. Образовательные учреждения не могут удовлетворить специфические реабилитационные потребности таких детей, поскольку в них для этого не созданы условия, отсутствуют специальное оборудование и квалифицированные специалисты, владеющие доступными коммуникациями и технологиями. К тому же работа с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра, требует индивидуально-дифференцированного подхода,  который невозможно реализовать в условиях детского сада или школы, из-за большого количества людей, посещающих эти учреждения.

Актуальность проблемы расстройств аутистического спектра среди детского населения Анжеро-Судженского городского округа продиктовала необходимость поиска и разработки действенных программ работы с ними. Активно работать над проблемой детского аутизма мы начали давно. В 2015 году мы разработали коррекционно-развивающую программу «Путь к добру и пониманию» для работы с детьми дошкольного и младшего школьного  возраста с расстройствами аутистического спектра. Программа имеет рецензию кандидата психологических наук. Доцента кафедры психологии и педагогики   Кем ГУ. Работа по программе продолжалась 3 года и показала высокую эффективность. Если в начале работы дети вели себя беспокойно, кричали, боялись новых людей, отказывались заходить в кабинеты специалистов, то после проведения курсов реабилитации, дети стали вступать в контакт, стали более спокойными, усидчивыми. Однако, у некоторых детей эти изменения в поведении носили временный характер. Поскольку не подкреплялись помощью родителей. Возникла необходимость поиска новых подходов в решении проблемы.

Накопленный опыт работы по программе мы переосмыслили и перенесли в новый социально-психологический проект «Научись меня понимать!», предназначенный для работы с детьми, имеющими РАС в нашем учреждении.

Целевую группу проекта составили дети дошкольного и младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра, посещающие МКУ «Реабилитационный центр» и их родители.

Проект предусматривает осуществление комплекса последовательных мероприятий, включающих в том числе:

– Первичную (промежуточную, завершающую) диагностику, которая проводится психологом с целью прослеживания динамики коррекционной работы с детьми и родителями. В ходе диагностической работы мы проводили: беседы с родителями об особенностях психического развития ребенка на разных возрастных этапах; анализ медицинских документов, характеристик на ребенка, полученных от педагогов; наблюдение; анкетирование. При диагностике уровня развития детей использовали  ряд методик, специально подобранных с учетом нарушений и возможностей детей:

– Экспресс-методика для диагностики детей 3-4-х лет профессора Российской медицинской академии Натальи Львовны Белопольской;

– Ранняя диагностика умственного развития Стребелевой Елены Антоновны, доктора педагогических наук;

– М-СНАТ – модифицированный скрининговый тест на аутизм;

– компьютерная диагностика – программный комплекс «Лонгитюд».

По результатам диагностики  мы выявили, что  у 80 % детей наблюдается недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими; у 67% двигательные стереотипии; у 90% отгороженность от внешнего мира; у 99% нарушения в интеллектуальном развитии; у 45% поведенческие отклонения; 100% нарушение эмоционально – волевой сфере.

        После проведения диагностики мы проводим индивидуальные и подгрупповые занятий с детьми, в том числе в условиях сенсорной комнаты.Продолжительность занятия составляет 20-30 минут, общее время занятий и продолжительность каждой его структурной части  варьируется в зависимости от настроения ребенка, его поведения, индивидуальных особенностей.

 Также ведется  работа с родителями, с целью укрепления родительского потенциала и мотивированности. Это способствует решению острой проблемы семейной политики – развитию самостоятельности и ответственности семей, имеющих детей с ОВЗ.

Проект занял первое место в городском и третье место в областном конкурсах «Лучший по профессии 2018г.», и реализуется в нашем учреждении больше года. За это время я могу с уверенностью сказать, что динамика есть. В результате проведенной работы 11 детей с РАС научились простым навыкам контакта; у детей смягчилось состояние эмоционального дискомфорта; ребенок научился взаимодействовать с посторонними взрослыми; 13 матерей участвовали в психологических практикумах и научились методам и приемам работы с детьми с РАС; семей изменили свое отношение к проблеме; подход к воспитанию ребенка (стали адекватно оценивать способности и уровень развития своего ребенка);изменили свою позицию к работе специалистов лечебно-профилактических и социальных учреждений; матерей научились противостоять мнению окружающих о ребенке.

Важно помнить, что РАС сохраняется на протяжении всей жизни человека, но  ранняя,  систематическая  коррекционная работа дает шанс  избежать тяжелых последствий  и   добиться многого: адаптировать ребенка к жизни в обществе, научить его справляться с собственными страхами, контролировать эмоции.

В дальнейшем мы планируем в рамках расширения деятельности по проекту продолжать повышать свой профессиональный уровень, использовать инновационные технологии как в работе с детьми, так ив работе с родителями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *