Полезные советы для неравнодушных родителей.

Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки!

Одно то, что вы сегодня читаете эти советы, говорит о том, что вы абсолютно не равнодушны к своим чадам и их будущему.

В современном мире очень важно уметь последовательно, связно и грамматически правильно излагать свои мысли. Грамотная и красивая речь является показателем развития интеллектуальных способностей. Развивая общение, взрослый не просто учит ребенка новым видам взаимодействия с другими людьми, не просто облегчает его контакты с окружающими, но и способствует становлению его духовной жизни, открывает ему новые грани внешнего и внутреннего мира, формирует его личность.

Одним из необходимых условий дальнейшего развития ребёнка является создание мотивации общения, формирования стремления рассказать о себе, своих товарищах, о событиях. Говорить о чем-то важном  можно и за обедом, и по дороге в детский сад, и на прогулке, и перед сном.

 1. Описывайте события. Выберите с ребенком событие, в котором вы вместе участвовали. Например, как вы посещали зоопарке, гуляли на детской площадке, ездили в гости к бабушке, отмечали день рождения, ходили  кормить уток… По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей.

2. Составляйте «Рассказ о лучшем друге». Если вы ждете в помещении, можете поиграть в «рассказы о лучшем друге». Это может быть какой-то человек – большой или маленький – или животное. Попросите его рассказать о своем «лучшем друге». Где он живет? В какие игры любит играть? Он спокойный или любит побегать? Что еще можно о нем рассказать?

4. Создавайте историю. Хорошо, если вы сможете подобрать несколько картинок, связанных общим сюжетом. Сначала смешайте эти картинки и предложите малышу восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребенку трудно на первых порах, задайте несколько вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок – возьмите просто открытку. Спросите ребенка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом.

 5. Рассказывайте истории. Дети с удовольствием слушают рассказы о том, что происходило, когда они были совсем маленькими, когда их вовсе не было на свете. Можно рассказывать эти истории вечером перед сном, а можно на кухне, когда ваши руки заняты, а мысли свободны. О чем рассказывать? Например, как малыш учился ходить, как шевелился у вас в животе, когда еще не родился. Как вы ему выбирали имя. Или как вы учились кататься на велосипеде. Или как папа первый раз готовил суп… Просите и других членов семьи.

6. Составляйте репортажи о путешествиях. Если вы с ребенком побывали в какой-то поездке, предложите ему составить репортаж. Используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать (без наводящих вопросов). А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте. Речь малыша развивается независимо от того, какие события – реальные или вымышленные – им воспроизводятся.

7. Пойте песни. Детям нравится петь о знакомых вещах – о себе и своей семье, о своих игрушках и о том, что они видели на прогулке… Выберите хорошо известную песню и предложите ребенку придумать к ней новые слова. Ничего, если текст будет не слишком связным, много повторений – тоже не страшно. Рифмы не обязательны.

8. Перевоплощайтесь в разные роли. Может быть, ребенку понравится идея попробовать себя в роли телевизионного ведущего? Приготовьте магнитофон или диктофон для записи, дайте “журналисту” в руки микрофон – и можно начинать интервью с бабушкой или дедушкой, тётей или сестрой… До начала интервью подскажите ребенку, какие вопросы можно задать: «Какое у тебя любимое блюдо?.. А что ты, любил есть в детстве?.. Куда бы ты хотел поехать?» и т. д.

 9. Планируйте ежедневные путешествия. Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту – в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите… Путешествуя, делитесь впечатлениями.

10. Диалог. Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога – малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнёрские отношения; сопереживать услышанное). Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить ребёнка понятно выговаривать их.

10.Обогащение словаря. Не упускайте возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребёнка по следующим темам: «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Продукты питания», «Бытовая техника» и др. Рассказывайте сыну или дочке, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете. Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарём, предлагайте ребёнку всё новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами. Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов (горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, чёрствый и т.д.). Задавайте ребёнку соответствующие вопросы («Попробуй, какой получился салат?», «Что мы ещё забыли положить в суп?», «Какую морковку выберем?» и др.). Называйте свои действия («перемешиваю», «солю», «обжариваю» и т.д.), показывайте ребёнку, что и как вы делаете. Подводите его к тому, чтобы он повторял ваши слова. Поручите ему посильную помощь по кухне. В деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее. На даче. Перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам «Весна», «Лето», «Осень», «Растения сада», «Цветы», «Деревья», «Насекомые», «Ягоды», «Весенние (летние, осенние) работы в саду» и др. Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные на даче необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребёнка на всю жизнь.

Важно использовать каждую минуту общения с ребёнком для развития его речи: нужно беседовать, разговаривать по дороге домой из детского сада, больше и чаще читать с ребёнком книг и обсуждать с ребёнком прочитанное, побуждать ребёнка высказывать своё мнение и переживания.

                                                                          Ваш логопед Егорова Т.В.

https://ds7-vzm.kinderedu.ru/roditelyam/sovetyi-roditelyam/ot-uchitelya-logopeda.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *