Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста

 

Дошкольное детство – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Однако в последние годы наблюдается значительное снижение уровня речевого развития дошкольников. В первую очередь это связано с ухудшением здоровья детей, что так или иначе сказывается на их развитии. Формирование связной речи детей дошкольного возраста является одной из актуальных проблем в общей системе работы с детьми.

Игре принадлежит огромная роль в физическом, умственном, нравственном и эстетическом воспитании детей. Ещё известный педагог В.А. Сухомлинский говорил, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».  Невозможно представить себе развитие ребенка без игры.

 Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения жизненного опыта. 

Игры, которые создаются самими детьми, называются творческими или сюжетно-ролевыми.

Именно в сюжетно-ролевой игре возникает потребность в связной монологической речи и  совершенствуется диалогическая речь.

Новые потребности общения с неизбежностью ведут к интенсивному овладению языком, его словарным составом и грамматическим строем речи, в результате чего речь становится связной. Сюжетно-ролевые игры дают возможность активизировать имеющийся запас слов. В играх ребенок попадает в ситуацию, когда он вынужден использовать приобретенные ранее знания и словарь в новых условиях. В сюжетно-ролевых играх на бытовые темы активизируется бытовой словарь, в играх на производственные темы – профессиональная лексика, в строительных играх – слова, обозначающие качества и пространственное расположение предметов, а также соответствующие глаголы.

Диалог – сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге бывает труднее, чем строить монологические высказывания. Участие в диалоге требует слаженных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка, следить за правильностью языковой формы, слушать свою речь, чтобы контролировать ее нормативность. Обучение диалогической речи в игре прежде всего направлено на развитие умений договариваться во время общения, расспрашивать собеседника, вступать в чей-то разговор, соблюдать правила речевого этикета, выражать сочувствие, убеждать, доказывать свою точку зрения.

 Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Например, играя в больницу, изображает врача, лечащего больного пациента. В игре ребенок таков, каким ему хочется быть, в игре ребенок там, где ему хочется быть, он – участник интересных и привлекательных событий.

   В настоящее время особенно актуален вопрос проблемы сюжетно-ролевой игры, ее организации в семье. Педагоги и психологи отмечают, что игровая деятельность претерпевает существенные изменения: занимает все меньше времени в жизнедеятельности дошкольника, вытесняется другими видами деятельности – просмотром ТВ, компьютерными играми, что безусловно отражается на общем развитии дошкольника, его общении со взрослыми и сверстниками.

    Уважаемые родители найдите свободное время в течение дня и посвятите его совместной игре со своими детьми!!! Хочется обратить Ваше внимание на то, что игра – это навык, и этому навыку необходимо ребенка учить. Просмотрите предлагаемую подборку самых популярных  детских сюжетно-ролевых игр и играйте со своими детками, доставляя себе и им удовольствие!

 Сюжетно — ролевая игра «Семья»

   Она наиболее популярна среди детей, вполне уместно поиграть в семью и в гостях, и на детском празднике, и в семейном кругу. Причем роли могут быть распределены как угодно: настоящая мама может исполнять роль маленькой дочки, а папой может стать 4-летний мальчик. Чтобы хорошо войти в роль, используйте различные атрибуты — личные вещи, одежду, игрушки. Перед началом игры обговорите, чем будет заниматься каждый член «семьи.
   Играя в семью, можно использовать кукол — это будет кукольная семья, или мягкие игрушки — это семья животных.

   Игра в семью помогает ребенку усвоить правила поведения в семье, «примерить» на себя разные социальные роли, установить, углубить, расширить понимание семейных взаимоотношений и отточить их навыки.

Сюжетно — ролевая игра «Больница»

.  Для игры понадобится докторский игровой набор и замещающие его атрибуты: кубики, бруски, шарики, флакончики, трубочки, молоточки, аптечка и т.п.

   В качестве пациентов могут выступать забавные зверушки, куклы, сказочные персонажи. Роль врача сначала выполняет взрослый, используя разнообразные ролевые действия, после чего передает главную роль ребенку, наблюдая за ходом игры. В это время, родитель может позвонить по телефону и спросить, как идут дела в больнице, провести консультацию, посоветовать хорошее лекарство.

Сюжетно — ролевая игра «Купание куклы»

   Если Ваш малыш не любит купаться, мыть голову, то предложите ему побыть кукольным родителем и поиграйте с ним в купание куклы. Капризы, скорее всего, больше не повторятся.

  Во время игры действуйте так же, как и с собственным ребенком. Налейте с малышом воду в ванночку. Разденьте куклу, опустите ее в ванночку, помойте ее с мылом и мочалкой, вытащите из воды, вытрите полотенцем, наденьте халатик или заверните в пеленку. Укачайте и спойте колыбельную песенку.

Сюжетно — ролевая игра «Накрываем на стол и приглашаем к столу»

   Чтобы научить ребенка правильно вести себя за столом, нужно не просто объяснять ему, как это делать. Гораздо важнее проиграть эту ситуацию, прожить ее.

Застелите стол скатертью, распределите места — кто где будет сидеть, разложите салфетки, сервируйте стол вместе с малышом, потом вежливо пригласите гостей за стол.

   Перед началом этой игры можно вместе с ребенком испечь настоящий пирог или сделать вкусный салат и угостить им гостей.

 Сюжетно — ролевая игра «Детский сад»

Если Ваш малыш вдруг почему-то заупрямился и не хочет идти в детский сад, поиграйте с ним в сюжетно — ролевую игру «Детский сад» и понаблюдайте за ним очень внимательно: что ребенок говорит от имени воспитательницы, нянечки, других деток. Скорее всего, он обязательно расскажет о том, что его беспокоит.

Такой сюжет поможет быстрее адаптироваться к садику или раскрыть то, что тревожит ребенка.

   Аналогичным образом можно поиграть с ребенком по сюжетам: «Большая уборка», «Парикмахерская», «Магазин» «Семейный выходной», «Лечим больного медвежонка», «День рождения куклы», «Проезд в автобусе», «Строительство» и многое другое.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley

Логопед Егорова Т.В.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *