Влияние вредных привычек на развитие речи ребенка

 

Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей речью мы пользуемся для того, что бы передать свои мысли.

Невозможно, без оценки речевого развития, судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста. Речь имеет большое значение в психологическом развитии ребёнка. Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.

21 век – век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.  В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей? Экология? Вредные привычки родителей? Родовые травмы или болезнь матери во время беременности? Или просто педагогическая запущенность?

Причины возникновения этих речевых нарушений разнообразны. Но они являются следствием несвоевременно или неэффективно оказанного лечения. На этом фоне в большинстве случаев у таких детей присутствуют в той или иной степени нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и т.д. Все эти нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают у детей закомплексованность. Это мешает им учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности.

Следует отметить, что растет количество детей с механической дислалией.

Механическая дислалия  -– вид неправильного звукопроизношения, вызванный неправильным строением артикуляционного аппарата.

Из беседы с родителями в ходе первой встречи выясняется, что чаще всего причиной грубого нарушения речи являются вредные привычки, которые сопровождают ребёнка с младенчества.

К ним относятся:

  • Длительное сосание соски.
  • Сосание пальца.
  • Сосание уголка пододеяльника.

Родители даже не представляют, что эти безобидные, по их мнению, привычки могут привести ребёнка в кабинет к логопеду,  ортодонту, отоларингологу и даже к хирургу.

Чем дольше малыш не может отвыкнуть от сосания пальца или пустышки, тем прочнее закрепляется эта привычка, тем больше усугубляется аномалия, которая оказывает влияние на тип дыхания и на развитие лицевого скелета в целом, и тем более сложное ортодонтическое лечение может потребоваться ребёнку впоследствии.

Помните! Дышать ребенок должен только носом!

Привычки держать палец во рту, прокладывать язык между зубами при глотании и речи влияют на смыкание передних зубов у малыша, вызывая тем самым их смещение и деформации. Неправильный прикус затрудняют выработку необходимых для произношения разных групп звуков положений языка. Нарушения прикуса исправить никогда не поздно, но лучше время для исправления – 6 – 12 лет.

Дефекты в строении челюстей:

  • Прогнатия
  • Прогения
  • Передний открытый прикус
  • Боковой, двусторонний прикус

Прогнатия – передние зубы верхней челюсти сильно выдвинуты вперёд. Образуется щель между зубными рядами верхней и нижней челюстей. Прогнатический прикус сопровождается  нарушением функций откусывания и разжевывания пищи, произношения отдельных звуков. При прогнатии затруднено положение широкого кончика языка за верхними зубами, что необходимо для произношения шипящих звуков.

Лечение прогнатии зависит от возраста ребёнка. Необходимо отучить малыша от вредных привычек и назначить аппаратное лечение. Важно не упустить момент обращения к ортодонту, так как у подростков лечение прогнатии часто сочетается с хирургическим вмешательством.

Прогения характеризуется явно выдвинутой вперед нижней челюстью, что перекрывает верхний зубной ряд. При значительном выдвижении нижней челюсти между челюстями образуется щель, что усложняет процесс откусывания пищи  передними зубами. При прогении изменяется внешний вид ребёнка и нарушается жевательная и речевая функции. При прогении затруднено положения широкого кончика языка за нижними резцами, что не обходимо для произношения свистящих звуков. Лечение прогении проводится в зависимости от состояния ребёнка и возраста. В период молочных зубов родителям необходимо:

  • Постараться отучить ребёнка от вредных привычек (сосать палец, губу, соску).
  • Лечить заболевания зубов и носоглотки.
  • Обратиться к ортодонту за консультацией (6-12 лет).

Открытый прикус – при сомкнутом положении верхней и нижней челюстей остаётся свободный промежуток между верхними и нижними зубами. При открытом прикусе нарушается жевание и речь, вырабатывается ротовой тип дыхания. Открытый прикус может сформироваться при длительном сосании соски, нарушении носового дыхания. При передним открытом прикусе кончик языка просовывается в щель между резцами, что придает шепелявый оттенок звуку.

При боковом открытом прикусе боковой край языка просовывается в щель между коренными зубами и туда же уходит воздушная струя, что придает звуками хлюпающий оттенок.

 

Уважаемые родители, помните: раннее выявление и коррекция безобидных на первый взгляд нарушений поможет вашему ребёнку вырасти красивым, спокойным и здоровым!

Егорова Т.В.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *