КОХЛЕАРНАЯ ИМПЛАНТАЦИЯ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

Памятка для родителей

 

Кохлеарная имплантация (КИ) – один из способов справиться со страшным диагнозом “глухота”. Но, ввиду особенностей процедуры, чем раньше проводится операция, тем лучше результаты лечения. Порой счет идет на дни. Из-за такого давления, отсутствия информации, пугающих слов “кохлеарная имплантация”, бывает сложно принять решение.

Система кохлеарной имплантации состоит из двух основных компонентов.

Первый из них – это, собственно, сам имплант (внутренняя часть). Он в ходе хирургической операции устанавливается под кожу человека, а электроды вводятся в улитку внутреннего уха. Вторая часть – звуковой процессор, который носится за ухом. Специальное программное обеспечение предоставляет возможность индивидуальной настройки аппарата с учётом особенностей человека и наличия либо отсутствия речевого опыта

Сам процесс КИ можно условно подразделить на четыре этапа: подготовительный, хирургический, подключение внешнего процессора и реабилитация пациента.     

Подготовительный этап включает в себя выявление показаний и исключение противопоказаний. Базовым показанием к проведению служит двусторонняя сенсоневральная глухота, не поддающаяся коррекции альтернативными способами. Самая массовая группа (до 80%) – дети с врождённой глухотой от 7 мес. до 2 лет. Значительно реже оперируют детей старше 2 лет, потому что полной реабилитации скорее всего ожидать не стоит. После 8 лет при полном отсутствии опыта слухового восприятия становится бессмысленной, так как в этом возрасте заканчивается сензитивный период развития слухового восприятия, и соответствующие структуры мозга ребёнка утрачивают потенциал обучения. Для взрослых и позднооглохших детей ведущим критерием выступает сохранность речи.

Абсолютными противопоказаниями являются: глухота, не связанная с нарушением функции улитки, а также грубые неврологические или психические нарушения. Предварительная подготовка включает в себя углубленное аудиологическое обследование, полное медицинское и психологическое обследование. Ребёнку, не имеющему опыта слухового восприятия, проводиться первичное обучение с использованием звукоусиливающей аппаратуры и слуховых аппаратов.

Хирургический этап длится от 1,5 до 2 часов. В ходе операции в кости черепа за ухом выдалбливается небольшое ложе для внутренней части имплантанта, который затем вживляется непосредственно под кожу пациента, а соединённые с ним электроды вводятся в улитку.

Этап подключения и настройки речевого процессора наступает примерно через месяц. Длительность процесса зависит  от количества электродов и занимает до 1 часа. Процесс повторяют несколько раз, с промежутком в несколько дней, так как по мере привыкания происходит расширение диапазона и громкости звуков.

Последний этап – педагогическая реабилитация – самый длительный и трудоёмкий по времени. Звуки, воспринимаемые пациентом, не соответствуют тем, которые слышит человек с нормальным слухом. Поэтому все пациенты нуждаются  в формировании навыков слухового восприятия неречевых звуков и фонового шума, выработки условных реакций на потенциально опасные сигналы (гудок машины, звук падения, гром и т.д.). Ребёнок, не имевший ранее слухового опыта, проходит в своём развитии все этапы становления речи: от гуления и лепета до навыков полноценного общения. Работа с такими детьми, как правило, строится на базе программы обучения слабослышащих детей с коррекцией сроков освоения различных её этапов в сторону уменьшения.

Каковы проблемы кохлеарной имплантации в нашей стране? В первую очередь это несовершенство техники, её высокая стоимость и пробелы в законодательной базе. Срок службы кохлеарного импланта, после которого он подлежит плановой замене, составляет 10-15 лет. Однако далеко не во всех  регионах, даже несмотря на приказ Минздрава России от 09.04.2015 г. «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи населению по профилю “сурдология-оториноларигология”», решающая эту проблему, такая замена осуществляется за счёт бюджета при стоимости аппарата более 1 млн. рублей.

Таким образом, в какой-то момент пациент и его семья рискуют столкнуться с трагедией повторного лишения слуха с последующим распадом речи. Кроме того, большие расстояния между пациентом и центром, в котором ему делали операцию по кохлеарной имплантации, затрудняют педагогическое сопровождение  лиц после кохлеарной имплантации, а также оказание своевременной адекватной медицинской помощи в случаи специфических осложнений.

К примеру, мало кто из терапевтов на местах знает, что наличие кохлеарного импланта у ребёнка в разы повышает риск развития у него менингококковой инфекции как осложнения после отита. Также встречаются случаи специфического нарушения работы вестибулярного аппарата, параличей и парезов со стороны импланта, а также головных болей, а в крайне редких случаях – оссификация или кальцификацию улитки вместе с вживленным в неё имплантом, а также отторжение электронной решётки с тяжёлым химических поражением улитки. У пожилый позднооглохших пациентов также в редких случаях наблюдается психические расстройства. Впрочем, все эти осложнения крайне редки.

В целом, более чем за 10 лет активного внедрения кохлеарная имплантация показала себя как перспективная технология в рамках комплексной  реабилитации детей с тяжёлыми нарушениями слуха. При своевременном проведении операции по имплантации и корректном психолого-медикопедагогическом сопровождении дети после кохлеарной имплантации успешно реабилитируются уже к окончанию дошкольного периода развития и способны к полноценному обучению в массовой школе.  

Материал подготовила Т.А. Барнашова

По материалам статьи:
Кузьмина Л.А. Кохлеарная имплантация: вчера, сегодня, завтра. //  Медработник дошкольного образовательного учреждения. – 2017. – №2.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *