ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК ВОРУЕТ?

Специалисты, работающие с детьми, знают: практически каждый ребенок хоть раз в жизни взял чужое. При этом большинство взрослых, на случаи детского воровства, реагирует очень остро: растерянность (“Как это могло произойти с моим ребенком?”), паника (“Что подумают окружающие?”), желание “наказать так, чтоб неповадно было”. Важно, как мы отнесемся к ситуации, если это произошло с ребенком в первый раз. Конечно, наша реакция будет зависеть и от возраста ребенка. 

Термины “кража”, “воровство” вообще неприменимы к дошкольникам, потому что мир реальный и мир их фантазии неразделимы. Осознать свой дурной поступок они еще не в состоянии. 

Если такое случилось с ребенком, которому еще не исполнилось четырех лет, его проступок трудно назвать настоящей кражей. Малыш еще не в состоянии различать “моя вещь” – “чужая”. Ребенок постарше (четыре-шесть лет) уже способен понимать границы собственности. Но ему пока трудно сдерживать свои желания и порывы: «захотелось, знаю, что не мое, все равно взял». Причем ценность вещи при этом для него роли не играет. Взрослые же обычно бывают более шокированы произошедшим, если это дорогая вещь, чем когда речь идет о какой-нибудь мелочи.

Детям нужно преподавать уроки о личной собственности и что нельзя брать что-либо без разрешения. Дети в возрасте до пяти лет вообще эгоистичны, и зачастую их основная цель найти и взять то, что им хочется. Именно поэтому родители должны приучить ребенка спрашивать разрешения, чтобы взять, позаимствовать или воспользоваться чьим-либо имуществом. 

 

СУЩЕСТВУЕТ МНОЖЕСТВО ПРИЧИН, ПО КОТОРЫМ ДЕТИ МОГУТ БРАТЬ ЧУЖИЕ ВЕЩИ:

  • Ребенок может испытывать сильное желание владеть чем-либо (чаще всего какой-то игрушкой), с которым малыш не в состоянии справиться. Видя новую игрушку у сверстника, о которой сам давно мечтал, и, улучив момент, он её прячет или уносит домой. Причиной такого поведения является особенность сознания ребёнка-дошкольника: для него такие понятия как “моё”, “твое”, “чужое” абстрактны и непонятны. 

Например: двух-трёхлетний малыш еще не способен понять, что такое собственность и принадлежность, и. как следствие этому, на прогулке или в гостях ребенок хочет взять себе любую понравившуюся игрушку. Не надо называть его вором, лучше рассказать ему, что это чужая игрушка, и поэтому брать ее нельзя, ведь сам ребенок этого еще не знает и без помощи взрослых не может понять, что чужие вещи брать нехорошо. Об этом родители должны ему рассказать и не раз, рассказ свой лучше сопровождать разбором конкретной ситуации, а чтобы ребёнку было понятнее, обратить его внимание на переживания человека, утратившего какую-то вещь. 

  • Ребенок мог захотеть сделать подарок кому-то из близких (обычно родителям). Эта причина так же связана с отсутствием понимания отрицательной оценки воровства. Ребёнок стремиться тем или иным способом сделать маме приятное – и то, что он поступает неправильно ему просто не приходит в голову. 
  • Дети могут чувствовать, будто они «нашли» вещь, которая не принадлежит им, а соответственно, они могут оставить ее себе. Родители должны научить своих детей, что «найденные» предметы, не обязательно должны оставаться в их собственности. 
  • Дети могут воровать, чтобы привлечь к себе внимание. Часто, они ищут внимания со стороны не только родителей, но также со стороны сверстников, братьев или сестер. Желая привлечь внимание сверстников к себе как обладателю какой-либо вещи. 
  • Дети учатся на примере взрослых. Когда ребенок видит, как родители забирают вещи с работы, от соседей или даже из магазина, они являются примером воровского поведения. 
  • Некоторые дети, которые воруют, чувствуют, будто им не хватает чего-то, что есть у других детей. К примеру, у некоторых друзей ваших детей есть карманные деньги. Родители могут не видеть в этом необходимости, или у них нет возможности давать карманные деньги ребенку, поэтому ребенок начинает воровать деньги, чтобы удовлетворить свои потребности. 
  • Некоторые дети воруют, чтобы обрести контроль или власть. 
  • Ребенок может украсть, желая наказать кого-либо или отомстить ему. 

 

КАК СЕБЯ ВЕСТИ, ЕСЛИ ДОШКОЛЬНИК ПРИНЕС ДОМОЙ ЧУЖУЮ ВЕЩЬ?

  • Сначала попробуйте разобраться, что же на самом деле произошло. Например, малыш просто поменялся с другим ребенком. А если игрушка эта из детского сада или из кабинета детского врача? Понятно, что надо вернуть ее на место. Но при этом стоит задуматься: возможно, мы не слишком внимательны к потребностям ребенка. Или это была именно та вещь, которую он давно хотел иметь? 
  • Как быть, если выяснилось, что игрушка или вещь – собственность другого ребенка? Важно разобраться в нюансах ситуации. Принесена ли эта вещь в дом открыто и ребенок сам рассказал о ней? Или вы нашли ее спрятанной среди домашних игрушек? Какие отношения сложились у него с хозяином вещи? Возможно, он хочет обратить на себя внимание этого ребенка. Или таким образом выказывает свою власть над более слабым. 
  • Испытывает ли он чувство вины, когда вещь обнаружена? Если он не стыдится и не жалеет о своем поступке, нужно высказаться строго и однозначно: вещь должна быть возвращена, вы осуждаете то, что произошло. Вы надеетесь, что ваши сын или дочь уже знают, что это плохой поступок, и не повторят его. 
  • Пожалейте малыша, и ему сразу станет стыдно. Помогите исправить то, что он совершил. Как можно бережнее и тактичнее отнеситесь и к нему, и к его поступку.  Если малыш понимает свою вину, перенесите акцент на переживания и чувства человека, лишившегося любимой вещи, как ему плохо и т. д.
  • Помогите своему ребенку вернуть вещь или игрушку без излишних унижений и публичных разбирательств, лучше сделать это наедине с хозяином вещи. Ребенок может предложить какую-то из своих игрушек и разрешить взять ее домой, чтобы поиграть. Как только ребенок поймет и согласится, что его поведение было неправильным, дайте ему возможности исправиться. 
  • Не называйте его вором, не навешивайте ярлыки предсказывая уголовное будущее. 
  • Не устраивайте судилище за каждый, даже незначительный проступок ребенка – иначе он будет скрывать от вас все; 
  • Не обсуждать возникшую проблему с посторонними людьми в присутствии ребёнка. Золотое правило воспитания гласит: ругай наедине, хвали – при всех. 
  • Не возвращайтесь к тому, что произошло (после того как ситуация была разобрана), т.к. этим вы только закрепите данный поступок в сознании ребёнка. 

 

Помните о том, что воровство может быть реакцией на семейное неблагополучие, ошибки в системе воспитания.

 

 К основным ошибкам в воспитании, способным спровоцировать детское воровство, можно отнести:

  • отсутствие последовательности в воспитании, когда в одной ситуации ребёнка наказывают, а в другой – “закрывают глаза” на проступок: грозились наказать, но не наказали; 
  • несогласованность требований взрослых (папа разрешает, а мама запрещает); 
  • “двойная мораль” – когда внушения и требования родителей расходятся с их поступками в той же ситуации (например, родители внушают ребёнку, “что брать чужое нельзя”, а сами приносят с работы то, что “плохо лежит”. Ребёнок, искренне веря в авторитет и непогрешимость родителей, следует их примеру, и долго не может понять, за что его ругают, если он поступает, как мама и папа; 
  • ситуация вседозволенности, воспитание ребёнка в стиле “кумир семьи”:  ребёнок растёт с мыслью “я лучший и единственный”, ему трудно научиться считаться с мнением других людей, ведь он ориентируется лишь на свои желания и интересы. Такие дети, попадая в коллектив сверстников, продолжают вести себя так же, как и в семье, но очень быстро получают от детей “обратную связь” – с ними не хотят общаться. Они искренне не понимают, почему брать то, что им хочется, нельзя. А родители начинают обвинять других детей в пагубном влиянии на их “чудо-ребёнка”;
  • тотальный контроль за поведением и действиями ребёнка. При этом одни дети занимают активную “оборонительную” позицию, постоянно проявляя упрямство и вступая в пререкания по любому поводу. А другие “уходят в подполье”, продолжая совершать порицаемые взрослыми поступки, но уже в те моменты, когда на них не обращают внимания. 

  

Как отучить ребенка воровать.

  • Реагируйте спокойно. Конечно, мы понимаем всю нахлынувшую злость и разочарование, но подавите их в себе. Не устраивайте скандалов, не бейте и даже не кричите на ребенка. Это лишь усугубит возникшую проблему. Лучше поговорите с ним в спокойной обстановке, обсудите, что произошло, где и когда, с кем был ребенок и как это всё случилось. К сожалению, чаще всего, вопрос «Зачем ты это сделал?» остается без ответа.
  • Поговорите со своими детьми о воровстве. Данная беседа должна включать в себя понятие того, что является, а что не является воровством. Такую беседу, в зависимости от способностей ребенка, можно проводить в возрасте от четырех до пяти лет. Объясните ребенку, что воровать – это плохо. 
  • Ваш ребенок должен знать, что нельзя трогать чьи-либо вещи без разрешения. 

 


Одна из мам  рассказала: «В детстве, помнится, тоже воровала у родителей. Они считали, что мне достаточно двух платьев и одних брюк, не говоря уже о первой косметике. А так хотелось быть красивой! Однажды сын стащил у нас деньги, накупил сладкого – и угощал всех друзей, хвастаясь, что у него много денег. Муж тогда задал ему трепки – отлупил хорошенько. А я решила поговорить: выяснилось, что ребенку хочется все и сразу, а зарабатывать ленится. Я ему предложила или газеты разносить (любую другую подработку), или активно помогать по дому, присматривать за младшим, выполнять разные мелкие поручения. Он выбрал второй вариант. На этом проблемы и закончились, мы подружились. За правду (какой бы ужасной она ни была)  никогда не наказываю и не кричу. Теперь сын всем говорит, что у него – самая лучшая мама в мире». 


 

  • Запомните:  никогда не обвиняйте свое чадо в воровстве, не называйте его воришкой и не реагируйте очень остро на его поступок. Вы будете расстроены и рассержены, но попытайтесь держаться спокойно. Это очень повлияет на решение проблемы.

  • Если ваш ребенок ворует, вы должны это пресечь – но только если вы абсолютно уверены в фактах. Ничто не ранит тяжелее, чем несправедливое обвинение. Вы должны ему сказать, что его поведение неприемлемо, но  и очень важно заверить малыша, что очень его любите – даже если не одобряете сейчас его поведение. 
  • Подумайте, прежде чем приступать к решительным действиям. Бесспорно, воровство не должно оставаться безнаказанным, но только если вы уверены, что и ребенок считает это наказание справедливым. Возможно, ваша строгость не только не избавит его от дурных наклонностей, а только спровоцирует массу иных, не менее вредных поступков. Пережив наказание ребенок, скорее всего, научится ловчить, скрытничать, обманывать, боясь лишь одного – быть разоблаченным. Но разве только страх наказания удерживает детей от желания взять чужое? 

Подведя итог, уточним, что общая стратегия поведения родителей по отношению к воровству своих детей должна зависеть от причин поведения ребёнка, выяснение которых дело первостепенной важности. Но в любом случае необходимо помнить, что появление такого тревожного сигнала, как кража, свидетельствует о том, что вашему ребёнку не хватает любви и внимания.

 

Материал подготовила: В.А. Чепурова

Источник: infourok.ru 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *