Как помочь ребенку адаптироваться к школе?

Период адаптации обычно занимает от 3-4 недель до 2-3 месяцев.

От родителей требуется помощь и поддержка при освоении нового уклада жизни. Важно быть особенно внимательным к ребенку и быть готовыми сотрудничать с педагогами.

Что происходит в период адаптации?

  • Значительно повышается нагрузка на организм, особенно так называемая статическая нагрузка. Потребность в двигательной активности остается прежней, а школьные условия требуют много времени находиться в сидячем, неподвижном положении.
  • От первоклассника требуется значительно повысить уровень внимания и умственного напряжения. Непроизвольное запоминание в игре уступает место целенаправленному обучению за счет усилий воли.
  • Ребенок попадает в новый для себя жизненный уклад. Ему приходится осваивать множество правил поведения образовательного учреждения, которые значительно отличаются от принятых в семье. Особенно это сложно детям, не посещавшим детский сад.
  • Первоклассник оказывается в новом коллективе сверстников и среди незнакомых взрослых, с каждым из которых ему необходимо выстроить отношения, найти свое место в группе.

Как помочь ребенку?

  1. Снизить психологическую нагрузку: для этого вторую половину дня лучше провести дома, а не на продленке, желательно обеспечить ребенку дневной сон.
  2. Не забывать о прогулках на свежем воздухе. Важно следить, чтобы продолжительность ночного сна была не меньше 11 часов.
  3. Обеспечить психологическую поддержку: ребенок должен быть уверен, что дома его по-прежнему любят и уважают, несмотря на все школьные трудности.

Как понять, что адаптация к школе прошла удачно:

  1. Ребенку нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов.
  2. Маленький первоклассник справляется с образовательной программой. Если ребенок испытывает затруднения при обучении, поддержите его, не критикуйте его за медлительность, не сравнивайте с другими детьми. Внимательно следите, не является ли нагрузка чрезмерной. Очень важно на первых порах вселить уверенность в возможность успеха, не давать поддаваться унынию («У меня ничего не получится!»).
  3. Ребенку нравится самостоятельно выполнять часть уроков, он просит помощи взрослого лишь после безуспешных попыток выполнить задание самостоятельно. Часто родители слишком усердно «помогают» ребенку, и это вызывает противоположный эффект. Ребенок привыкает к совместному приготовлению домашнего задания, перестает думать, будучи уверенным, что мама или папа сделают всю работу за него.
  4. У малыша появились любимые учителя и друзья среди одноклассников.

Неудачи в учебе или общении могут привести к снижению самооценки ребенка, а такое «приобретение» самым негативным образом влияет на развитие и, собственно, успеваемость. В случае возникновения проблем адаптации к школе родителям стоит проконсультироваться с психологом. Обычно учителя начальных классов готовы сотрудничать с родителями: так как им сложно в течение пары месяцев составить верное впечатление о каждом ребенке в классе и его особенностях, а, тем более, найти подход. Поэтому родители в данном случае – ценный источник знаний. Совместная стратегия учителя и родителей поможет ребенку стать «своим» в школе. 

Зав.отделением, психолог, высшей категории  Парфенова Т.Н. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *