Помощь ребенку, пережившему травматическое событие

Ваши действия, которые помогут ему справиться с психологической травмой.

Внутренний мир ребёнка состоит из ярких, счастливых и дорогих для него картин воспоминаний. И вдруг, в это радостное и безмятежное существование, вторгается травма! Жестокая и нелепая, всегда неожиданная, физическая травма несёт с собой и физические потери, которые, на фоне пережитой угрозы для жизни, часто сопровождаются и психологической травмой. 
          Причиной всего этого могут быть дорожная авария или теракт, тяжёлый ожог или собственная болезнь, смерть близкого человека или его болезнь.
          Ребёнок может пережить психологический шок, даже если он был лишь очевидцем трагического события, а не непосредственным его участником. При этом сила его эмоций настолько высока, что сбивает все отлаженные механизмы психологической защиты. У ребёнка исчезают как ощущение защищённости и целостности собственного тела, а также чувство уверенности в себе и в близких людях. 

В зависимости от возраста и индивидуальных особенностей, реакция ребёнка на травматиче­ское событие может быть разной.

У детей в остром периоде (от нескольких часов до суток) может возникнуть психомоторное возбуждение, при котором ребенок куда-то бежит, соверша­ет бесцельные и бессмысленные действия, резкие движения, голос ребенка становится громким, речь бессвязной. Или, наоборот, наблюдается   двигательная заторможенность, иногда доходя­щая до полного оцепенения. Мимика лица окаме­невает, становится маскообразной, чаще выражая ужас. Особенно должен обращать на себя внимание повышенный фон настроения с гиперактивностью, что через некоторое время может резко смениться на агрессию, угнетенность.

В случае значительных изменений в поведении ребенка необходимо обратиться за помощью к спе­циалисту.

Первая экстренная психологическая помощь, которую могут оказать близкие ребенка, опреде­ляется состоянием ребенка и заключается в сле­дующем:

– при повышенной возбудимости дайте ребенку возможность выговориться, направьте его активность в конструктивное русло, займите его общественно- полезным делом (попросите принести воду, вещи и т.д.). С маленькими детьми по возможности уста­новите телесный контакт – возьмите ребенка за руку, обнимите, погладьте его по спине. Напоите ребенка теплой, сладкой водой, дайте ему мягкую игрушку. За­верьте ребёнка, что вы сделаете все; чтобы он был в
безопасности. При наличии плача или истерики (неудер­жимый, плач, двигательное беспокойство), сохраняя спокойствие, попробуйте, успокоить ребенка, пере­ключить его внимание на что-то другое. В случае продолжения и усиления истерики необходимо увести ребенка, лишив зрителей». Не акцентируя внимания на его реакции, разговаривайте с ним спокойным уверенным голосом.

– при выраженной заторможенности ребенка (ступоре) аккуратно помассируйте пальцы рук ребенка, уши, лицо. Ребенок в этом состоянии все слышит, видит, есть телесные ощущения, но чувствительность при этом снижена. Разговаривайте с ним тихим голо­сом на эмоционально значимые для него темы. Поста­райтесь вывести ребёнка из этого состояния.

В случае отсутствия необходимой психоло­гической поддержки, в дальнейшем, возможно развитие различных психосоматических, пове­денческих, тревожно-депрессивных нарушений, которые проявляются в следующем:

– появление неприятных, болезненных телесных ощущений; дети могут жаловаться на боли в об­ласти сердца, живота, головные боли, кожный зуд, отсутствие аппетита, нарушение сна.

– двигательное беспокойство может сменяться состоянием вяло­сти, заторможенности, плаксивости. Характерно развитие страхов различного содержания, имею­щих отношение к травматическому событию, так и не связанных с ним. У ребенка может наблюдаться регрессия (потеря приобретенного навыка, связан­ного с развитием), энурез. Часть детей необоснованно может обвинять в случившемся себя. Также может наблюдаться агрессивность, тревожность, раздражительность, уход в себя, у школьников сни­жение успеваемости.

Если эти реакции наблюдаются длитель­ный период времени, прошедшего после травматического события, обратитесь к спе­циалисту.

Как Вы можете помочь своему ребенку:

– уделяйте ребёнку больше времени и внима­ния. Ребенок должен знать, что     родители любят его, поддерживают, гордятся им.

– чаще проявляйте любовь – разговаривайте,  вникайте в его проблемы, гладьте, обнимайте, берите на руки.

– учитывая состояние ребенка, поговорите с ним о том, что произошло. Будьте правдивы. Скажите ему, что чувства, которые он испытыва­ет – это нормальная реакция на травматическое событие. Ваша задача – помочь ребёнку  восстановить чувство безопасности.

– поддерживайте отношения с другими значи­мыми для ребёнка людьми. Узнайте, как ведёт себя ребёнок в разных ситуациях (например, в школе, на улице).

– в случае, если Ваш ребёнок не идет на кон­такт с Вами, замкнулся, попробуйте погово­рить с ним от имени его любимой игрушки (для дошкольников, детей младшего и среднего школьного возраста). Для подростка важно, чтобы в это время рядом с ним был значимый для него близкий человек, друг.

– ограничьте просмотр Вашим ребёнком теле­визионных программ, подробно отражающих трагические события. Избыточное освещение средствами массовой информации события может оказать травматическое воздействие на психику.

Если ребёнок в игре воспроизводит увиден­ные негативные события, не следует этого опасаться. Это один из способов отреагирования психологической травмы. Играйте с ребёнком, чтобы помочь ему отыграть свои страхи и бес­покойства.  В случае, если ребенок вновь и вновь проигрывает травма­тическую ситуацию, т.е. застревает на ней, обратитесь к психологу.

  • Рисуйте с ребёнком, лепите, делайте аппликации, занимайтесь другими видами творчества – все это способствует снятию стресса.
  • Ребенку важно почувствовать себя нужным, значимым. Подумайте, как Вы и Ваш ребёнок мо­жете помочь окружающим, дайте ему поручение, с которым он справится.
  • Придерживайтесь распорядка дня: в еде, игре, сне. Это может помочь ребёнку восстановить чувство стабильности и безопасности мира.
  • В связи с пережитыми событиями у ребёнка могут возникать страхи, кошмарные сновидении. Когда вы укладываете ребенка спать, посадите рядом с ним подольше, расскажите сказку, дайте ему любимую игрушку.

Вы сможете быть опорой своему ребенку, если сами будете эмоционально уравнове­шенными, уверенными в своих силах и сможете контролировать ситуации.

                                      Зав. отделением, психолог  Чепурова В.А.

Источник: http://www.child-psy.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *