Психологические особенности детей с нарушениями зрения

Слабовидящие дети сильно отличаются друг от друга по состоянию зрения, работоспособности, утомляемости и скорости усвоения материала. Как правило, для детей с нарушениями зрения характерны повышенная эмоциональная ранимость, обидчивость, конфликтность, напряженность, неспособность к пониманию эмоционального состояния партнера по общению и адекватному самовыражению.

Для слабовидящих детей характерна большая неуверенность в правильности и качестве выполнения работы, что выражается в более частом обращении за помощью в оценке деятельности к взрослому. Игры таких детей отличаются меньшей развернутостью по сравнению с играми обычных детей.

Поведению детей с нарушениями зрения в большинстве случаев недостает гибкости и спонтанности.  Контакт глазами, общение жестами – ограничен, или почти отсутствует. Речевой контакт организован лучше, но у детей 3-4 лет в большинстве случаев – задержка речевого развития. У детей постарше – часто встречаются признаки речевой расторможенности и вербализма (ребенок может очень много говорить об отвлеченных вещах, и не уметь ответить на конкретный вопрос об окружающем мире, составить простой рассказ по картинке).

Для них характерны стереотипии, косная привязанность слова к образу одного конкретного предмета или явления тормозит деятельность воображения, мешает использованию слов и понятий в нестандартных ситуациях, комбинировать и создавать новые образы. В результате в содержании придуманных детьми рассказов мало своих собственных сюжетов. В основном в них представлены картины и отрывки из известных сказок и рассказов. Но и они страдают стереотипностью, малой вариативностью, отсутствием целостности; слабо проявляется эмоциональность, оригинальность и законченность повествований.

Нарушения зрения связаны также с трудностями двигательного развития: отсутствие стереоскопического восприятия, монокулярный характер зрения у детей с амблиопией и косоглазием снижает двигательную активность детей. Имея меньшую подвижность и малый опыт общения, они плохо ориентируются в элементах выразительных движений тела и плохо используют крупную моторику для выражения своих чувств, желаний, тем самым не создают для себя систему двигательных образов, отражающих отношение к объектам и субъектам коммуникаций, не имеют четких образов выражения своих чувств в пантомимике. Представления о внешнем облике, об эмоциональных проявлениях формируется у этих детей на основе зрительного восприятия. Ведь мимикой и пантомимикой дети овладевают по зрительному подражанию взрослым.

Как вести себя с незрячими детьми.

  1. Предложите свою помощь. Не направляйте ребенка, не стискивайте его руку, идите так, как обычно ходите. Не нужно хватать слепого ребенка и тащить его за собой.
  2. Не обижайтесь, если вашу помощь отклонили.
  3. Опишите коротко, где вы находитесь. Например: «В центре зала, примерно в шести шагах от тебя стоит стол». Или «Слева от двери стоит стул». Предупреждайте о препятствиях: о ступенях, лужах, низких потолках, трубах и т.д. Обратите внимание на наличие бьющихся предметов.
  4. Используйте, если это уместно, фразы, характеризующие звук, запах, расстояние. Учтите, однако, что это не всем детям нравится.
  5. Не отнимайте и не стискивайте трость у ребенка.
  6. Если вы собираетесь что-то читать незрячему ребенку, сначала предупредите его об этом. Говорите нормальным голосом. Не пропускайте информацию, если вас об этом не просят. Не заменяйте чтение пересказом.
  7. Если вы предлагаете незрячему ребенку сесть, не усаживайте его, а направьте руку на спинку стула или подлокотник. Если вы знакомите его с незнакомым предметом, не водите по поверхности его руку, а дайте ему возможность свободно потрогать предмет. Если вас попросили помочь взять какой-то предмет, не следует тянуть кисть слепого к предмету и брать его рукой это предмет.
  8. Когда вы общаетесь с группой незрячих детей, не забудьте каждый раз называть того, к кому вы обращаетесь.
  9. Не заставляйте вашего собеседника говорить в пустоту: если вы перемещаетесь, то предупредите его об этом.
  10. Вполне нормально употреблять выражение «смотреть». Для незрячего человека это означает «видеть руками», осязать.
  11. Избегайте расплывчатых определений и инструкций, которые обычно сопровождаются мимикой и жестами. Например: «карандаш находится возле твоей левой руки».
  12. Если вы заметили, что незрячий ребенок сбился с маршрута, не управляйте его движениями на расстоянии, подойдите и помогите выбраться на нужный путь.
  13. При спуске или подъеме по ступенькам ведите незрячего ребенка перпендикулярно к ним. Передвигаясь, не делайте резких движений, рывков.

Зав. отделением, психолог  Владимирова Л.Н.

Источник:  журнал «Классный руководитель».

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *