Психологические особенности детей с нарушениями зрения
24 января, 2019 Нет Комментариев
Слабовидящие дети сильно отличаются друг от друга по состоянию зрения, работоспособности, утомляемости и скорости усвоения материала. Как правило, для детей с нарушениями зрения характерны повышенная эмоциональная ранимость, обидчивость, конфликтность, напряженность, неспособность к пониманию эмоционального состояния партнера по общению и адекватному самовыражению.
Для слабовидящих детей характерна большая неуверенность в правильности и качестве выполнения работы, что выражается в более частом обращении за помощью в оценке деятельности к взрослому. Игры таких детей отличаются меньшей развернутостью по сравнению с играми обычных детей.
Поведению детей с нарушениями зрения в большинстве случаев недостает гибкости и спонтанности. Контакт глазами, общение жестами – ограничен, или почти отсутствует. Речевой контакт организован лучше, но у детей 3-4 лет в большинстве случаев – задержка речевого развития. У детей постарше – часто встречаются признаки речевой расторможенности и вербализма (ребенок может очень много говорить об отвлеченных вещах, и не уметь ответить на конкретный вопрос об окружающем мире, составить простой рассказ по картинке).
Для них характерны стереотипии, косная привязанность слова к образу одного конкретного предмета или явления тормозит деятельность воображения, мешает использованию слов и понятий в нестандартных ситуациях, комбинировать и создавать новые образы. В результате в содержании придуманных детьми рассказов мало своих собственных сюжетов. В основном в них представлены картины и отрывки из известных сказок и рассказов. Но и они страдают стереотипностью, малой вариативностью, отсутствием целостности; слабо проявляется эмоциональность, оригинальность и законченность повествований.
Нарушения зрения связаны также с трудностями двигательного развития: отсутствие стереоскопического восприятия, монокулярный характер зрения у детей с амблиопией и косоглазием снижает двигательную активность детей. Имея меньшую подвижность и малый опыт общения, они плохо ориентируются в элементах выразительных движений тела и плохо используют крупную моторику для выражения своих чувств, желаний, тем самым не создают для себя систему двигательных образов, отражающих отношение к объектам и субъектам коммуникаций, не имеют четких образов выражения своих чувств в пантомимике. Представления о внешнем облике, об эмоциональных проявлениях формируется у этих детей на основе зрительного восприятия. Ведь мимикой и пантомимикой дети овладевают по зрительному подражанию взрослым.
Как вести себя с незрячими детьми.
- Предложите свою помощь. Не направляйте ребенка, не стискивайте его руку, идите так, как обычно ходите. Не нужно хватать слепого ребенка и тащить его за собой.
- Не обижайтесь, если вашу помощь отклонили.
- Опишите коротко, где вы находитесь. Например: «В центре зала, примерно в шести шагах от тебя стоит стол». Или «Слева от двери стоит стул». Предупреждайте о препятствиях: о ступенях, лужах, низких потолках, трубах и т.д. Обратите внимание на наличие бьющихся предметов.
- Используйте, если это уместно, фразы, характеризующие звук, запах, расстояние. Учтите, однако, что это не всем детям нравится.
- Не отнимайте и не стискивайте трость у ребенка.
- Если вы собираетесь что-то читать незрячему ребенку, сначала предупредите его об этом. Говорите нормальным голосом. Не пропускайте информацию, если вас об этом не просят. Не заменяйте чтение пересказом.
- Если вы предлагаете незрячему ребенку сесть, не усаживайте его, а направьте руку на спинку стула или подлокотник. Если вы знакомите его с незнакомым предметом, не водите по поверхности его руку, а дайте ему возможность свободно потрогать предмет. Если вас попросили помочь взять какой-то предмет, не следует тянуть кисть слепого к предмету и брать его рукой это предмет.
- Когда вы общаетесь с группой незрячих детей, не забудьте каждый раз называть того, к кому вы обращаетесь.
- Не заставляйте вашего собеседника говорить в пустоту: если вы перемещаетесь, то предупредите его об этом.
- Вполне нормально употреблять выражение «смотреть». Для незрячего человека это означает «видеть руками», осязать.
- Избегайте расплывчатых определений и инструкций, которые обычно сопровождаются мимикой и жестами. Например: «карандаш находится возле твоей левой руки».
- Если вы заметили, что незрячий ребенок сбился с маршрута, не управляйте его движениями на расстоянии, подойдите и помогите выбраться на нужный путь.
- При спуске или подъеме по ступенькам ведите незрячего ребенка перпендикулярно к ним. Передвигаясь, не делайте резких движений, рывков.
Зав. отделением, психолог Владимирова Л.Н.
Источник: журнал «Классный руководитель».
Категория: Полезные материалы, Психологическая помощь