Речь взрослого – образец для подражания

      Грамотная, четкая и ритмичная речь — не дар природы, она приобретается человеком в детстве, благодаря усилиям родителей и других людей, в окружении которых он растет и развивается. В первый же день своей жизни малыш уже может отличать свой родной язык от незнакомых и узнавать голос матери из множества других голосов. Ведь он слушал и запоминал его, еще находясь в утробе мамы. Дело в том, что ребенок не рождается со сложившейся речью. Овладение речью – это сложный и многосторонний психический процесс. Малыш учится говорить благодаря слуху и способности к подражанию.

     Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых.

    Некоторые недочеты речи взрослых:

– торопливость речи (ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия);

 – невнятность произношения, неточность произнесения отдельных звуков или слов;

 – монотонность речи (она утомляет слушателей, снижает интерес к содержанию);

– повышенная громкость голоса (преходящая в крик);

– употребление в речи слов-паразитов (это, эт самое, короче);

– побуквенное произнесение некоторых слов (что, вместо што);

 – в общении с детьми подлаживание под речь детей, сюсюканье.

     В развитии речи ребенка чрезвычайно важную роль играет хороший слух. Пониженный слух является препятствием к пониманию речи окружающих, а это задерживает развитие речевой активности детей. Родители должны беречь слух ребенка, следить за состоянием слухового органа. Нельзя говорить над самым ухом ребенка, нецелесообразно и целовать в ушко малыша. Снижает слуховое внимание ребенка постоянный шум в комнате, громкое звучание радио, телевизора, громкие разговоры взрослых. Первым признаком пониженного слуха является отсутствие реакции ребенка на язык людей, которые его окружают. Родители должны постоянно заботиться о сохранении слуха ребенка, развивать слуховое внимание и  наблюдательность.

     У детей довольно часто встречаются различные нарушения речи, и некоторые из них обусловлены неправильной речью окружающих. Например, сюсюканье зачастую приводит к дислалии – нарушению звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата (затрудненное произношение любого звука родного языка).

Поэтому речь окружающих взрослых должна быть правильной, чтобы не спровоцировать появление у малыша тех или иных дефектов.

     Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок как можно чаще слышал правильную и  красивую речь.

     Настоящим сокровищем родного языка являются произведения устного народного творчества: пойте колыбельные, приговаривайте потешки, рассказывайте сказки, не забывайте о чистоговорках.

     Разговаривайте с малышом, используя для этого  любую возможность. Например, во время купания или умывания можно рассказать ребёнку, какой предмет туалета для чего нужен, можно описать или показать действия с ним; во время еды можно показать вилку и ложку, рассказать об их назначении, рассказать о некоторых особенностях этого предмета: размер, цвет, крупные части, теплый, чистый и т.д. Это не только благоприятно повлияет на развивающуюся речь, но и закрепит соответствующие навыки.

    Хорошую возможность для развития речи предоставляют и прогулки. Гуляя с ребёнком, обращайте его внимание на окружающие предметы  и их особенности, на птиц и животных.Гуляя на природе, можно поговорить с малышом о названиях деревьев, попросить его угадать цветок по запаху или птичку по голосу, собрать гербарий.  Всё это позволяет ребёнку лучше ориентироваться в окружающем, поможет сопоставить слово с предметом и выделить в предметах общие черты, будет способствовать развитию логического мышления, наблюдательности и обогащению словарного запаса.

     Помочь ребёнку научиться правильно говорить можно и в игровой форме. Можно предложить ребёнку  отличить на слух слова, различающиеся одним звуком: кит – кот, дом – дым, доска – тоска, лампа – лапа, мышка – мишка. Это полезно для развития речевого слуха.

     Очень хороши игры, развивающие мелкую моторику: перебирание бусинок, пуговиц, собирание мозаики. Тренировка пальцев рук ускоряет процесс созревание мозга, а значит, хорошо влияет и на развитие речи. В игре ребёнок любит проговаривать каждое своё  действие – таким образом, он учится выражать свои мысли.

Таким образом, общаясь с детьми, взрослый должен обратить внимание на следующее:

✓ правильно произносить все звуки родного языка;

✓ использовать в своей речи правильное, литературное произношение слов;

✓ в общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса. Не допускать в разговоре с детьми повышенного тона, грубых выражений;

✓ в общении с детьми, взрослый не должен загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами.

✓ речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз.

Так же при общении с детьми необходимо следовать некоторым психологическим принципам:

✓ принимать ребенка таким, каков он есть;

✓ стимулировать  творческую активность малыша;

✓ создавать ситуацию успеха;

✓ не унижать достоинства ребёнка;

✓ не сравнивать детей друг с другом;

✓ не забывать, что каждый волен иметь свое мнение, никто не имеет права смеяться над суждениями окружающих.

От культуры речи родителей зависит культура речи детей. Помня об этом, родители должны непрерывно совершенствовать свою речь.

Логопед Егорова Т.В.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad

 https://sadtarnovo.schools.by

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *