Искусственный разум: детская гаджетозависимость

«Гаджетозависимость» – актуальная для современных детишек проблема. Яркий ее знак – громкие протесты ребенка при попытке оторвать его от мобильного устройства или ноутбука. Побочные эффекты – раздражительность, агрессивность, нарушение сна, снижение аппетита – родители обычно реже замечают в суматошном ритме будней. А ведь проявиться «гаджетозависимость» может в любом возрасте, даже в самом раннем.

Развитие у ребенка тяги к гаджетам в основном зависит от слишком лояльных мам и пап. Чаще всего родители, которые легко отдают ему на растерзание электронный девайс, очень занятые люди. Не имея возможности (или желания) посвятить своему чаду достаточное количество времени, они стараются его хоть чем-то занять. Вот только гаджет – не лучший вариант. Почему?

  • мозг ребенка только формируется, а потому просто не в состоянии одновременно познавать сразу два мира – реальный и виртуальный. Кроме того, для нормального развития малышу очень важно все ощупывать, осматривать и пробовать, т.е. всячески стимулировать тактильные ощущения и мелкую моторику;
  • даже самые полезные мобильные приложения не воспитывают у малыша реальных навыков трудолюбия: он учится всего лишь нажимать кнопки, а не чистить зубы или застегивать пуговицы;
  • компьютерная игра не требует работы воображения, ведь герой уже придуман, а ход событий расписан;
  • время, которое можно использовать для прогулки на свежем воздухе, кроха проводит в помещении. Это влечет за собой хроническую гипоксию мозга (недостаток кислорода), из-за чего могут появиться головные боли и головокружения, развиться быстрая утомляемость.

Полное исключение гаджетов из жизни современных детей, уже невозможно. Нельзя отрицать и то, что электронные устройства приносят пользу: разнообразные обучающие мобильные приложения развивают у детей внимательность, память, логику и эрудицию. Поэтому главная задача родителей – грамотно ограничивать использование детьми интерактивных девайсов. В идеале до трех лет ребенка вообще нежелательно с ними знакомить. Конечно сейчас, когда дети играют в «энгри бердз» почти с пеленок, эта задача едва ли выполнима. Поэтому специалисты предлагают разумные временные рамки: для малышей от года до 3-х лет длительность мультика или компьютерной игры не должна превышать 6-10 минут, а для детишек 3-5 лет – 10-15 минут. После пяти лет можно отдавать в детские ручки гаджет на два часа в сутки с обязательными перерывами каждые полчаса.

Для просмотра мультиков, обучающих программ и изображений лучше предпочесть телевизор, персональный компьютер или ноутбук. Ведь чем больше расстояние от ребенка до экрана, тем меньшее напряжение испытывают его глаза. Телевизор обычно располагается на расстоянии 2-4 метра от глаз, поэтому он, конечно, предпочтительнее компьютера. По той же причине компьютер более безопасен, чем планшет, который, по мнению врачей, вообще является одним из самых вредных электронных гаджетов. Причина проста: дети любят устроиться с планшетом в укромном местечке в удобной, но неправильной позе, согнувшись и буквально уткнувшись носом в экран. Правильно организованное «рабочее» место поможет минимизировать негативное воздействие электронных девайсов на детский организм.

СТАРАЙТЕСЬ СОБЛЮДАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ПРАВИЛА:

  • При использовании любого электронного гаджета ребенок должен сидеть за столом. Желательно, чтобы стул был жестким, с ортопедической спинкой. Длительные статичные позы очень вредны: сидение в сгорбленном положении чревато нарушениями осанки, развитием юношеского остеохондроза и сколиоза.
  • Оптимальный размер экрана для малыша составляет 15 дюймов (38 см), для школьника можно покупать 17-дюймовый монитор (43 см). Расстояние от монитора до детских глаз должно быть не менее 60-70см, а сам монитор – находиться на 20 градусов ниже их уровня. Важно, чтобы подсветка экрана совпадала с освещенностью помещения. Очень часто в заводских настройках яркость монитора выставлена на максимум, поэтому уменьшите ее до 60-70% (на мобильных устройствах можно активировать функцию автояркости). Располагайте экран под прямым углом по отношению к окнам, чтобы избежать дополнительных бликов. Отдавайте предпочтение мониторам с высоким разрешением.
  • Следите за звуком! Громкость нормальной человеческой речи составляет около 40-60 дБ, поэтому следите за тем, чтобы и громкость звуковых эффектов, сопровождающих электронные занятия малыша, не превышала 55 дБ. Слишком высокий уровень шума (громкость от 70 дБ и выше) может вызвать повреждения волосковых клеток ушной улитки, что негативно отразится на детском слухе. По этой же причине лучше отложить знакомство крохи с наушниками до младшего школьного возраста!
  • Как можно чаще протирайте электронные гаджеты специальными влажными салфетками: мониторы сильно притягивают пыль, что может способствовать развитию аллергии.

 Именно от родителей зависит, принесет компьютер ребенку пользу или вред. Возьмите на вооружение несколько советов и воспитайте у своего чада правильное отношение к технологическим игрушкам и виртуальной реальности.

  1. Контролируйте. Установите фиксированное дневное время интерактивных забав, но не увлекайтесь фанатичным соблюдением этих нормативов. Ваша обязанность – следить за балансом времени, которое ребенок проводит за компьютером, и всех прочих занятий: игр на свежем воздухе, общения с семьей и сверстниками, сна и т.п. 

ЭТО ВАЖНО! Прекращайте компьютерные занятия как минимум за час до сна.  Динамичный мелькающий цветоряд возбуждает ребенка и агрессивно воздействует на его центральную нервную систему. 

  1. Играйте вместе.Даже если вы невероятно далеки от компьютерного мира, активно старайтесь включиться в него. Составьте малышу компанию – это поможет вам установить с ним более тесный и дружественный контакт. Кроме того, когда вы сами участвуете в процессе, вам проще его контролировать. Также не забывайте пользоваться преимуществами новых технических средств. Например, запишите свой голос, читающий сказку, и ребенок сможет слушать ее на планшете, когда вас не будет рядом.
  2. Не запрещайте и не поощряйте. Нельзя «награждать» малыша временем, которое он может провести за компьютером, за хорошее поведение и лишать его «виртуальных» минут за плохое. Такой метод приводит к тому, что электронный девайс становится чем-то особенно ценным. А если есть запретный плод, всегда можно придумать способ до него дотянуться. Ограничение всегда рождает противодействие – ребенок подрастет и сам найдет доступ к необходимым интернет-ресурсам. Учитывая то, что гаджеты сейчас повсюду, их использование в доме должно стать повседневной рутиной. Составьте вместе с ребенком его расписание на сутки и объясните, сколько времени (и почему) нужно для сна, сколько – для развивающих занятий, для прогулки, для обеда и пр. Тогда вы поймете, сколько времени у малыша остается на компьютер. Вместе с тем, должны быть строгие табу на отдельные случаи использование гаджетов – например, за столом.

Даже самые лучшие (и дорогие!) компьютерные приложения не заменят ребенку игр на детской площадке с лазаньем и ползанием, придумываем сюжета и распределением ролей.

Специалист по социальной работе Доскаль А.А.

Источник: http://www.parents.ru/article/iskusstvennyj-razum/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *