Развитие речи у близнецов

 В большинстве случаев развитие речи у близнецов и двойняшек осуществляется с некоторыми задержками по сравнению с теми же процессами среди одиночно рожденных детей. Конечно, рождение близнецов не означает, что сложности с вербальной коммуникацией у них неизбежны. Но родителям двойняшек следует быть готовыми к тому, что их дети находятся в «зоне риска», поэтому к становлению речи близнецов нужно относиться более внимательно.

         Официально утвержденных норм развития речи ни у одиночно рожденных детей, ни у двойняшек не существует. Однако многочисленные исследования показали, что в отличие от детей, родившихся по одиночке, большой процент близнецовых пар свои первые слова произносят только примерно к полутора годам. При этом они понимают обращенную к ним речь, знают названия некоторых предметов и могут узнавать их на изображениях.

             К двум годам среднестатистические близнецы могут конструировать предложения, состоящие из двух-трех слов, среди которых все чаще проскальзывают прилагательные и глаголы. Общий словарный запас расширяется примерно до пятидесяти слов, в речи начинают активно использоваться местоимения.

            Ближе к трем годам двойняшки осваивают более сложные конструкции фраз, начинают применять в разговоре множественное число, понимают, о чем рассказывается в коротких сказках и детских рассказах.

Особенности общения внутри пары двойняшек

1.«Тайный язык» близнецов

Криптофазия — так называется способ донесения информации друг до друга в паре близнецов. При этом способе коммуникации дети используют вербальные и невербальные каналы, прекрасно понимая друг друга. Этот «тайный язык» близнецов считается феноменальной способностью малышей общаться между собой, но, постепенно осваивая обычную человеческую речь, они утрачивают эту уникальную способность.

Разговор двух братьев-близнецов – ссылка

2.Подражание друг другу

Еще одной особенностью «тайного языка» близнецов является подражание и перенимание друг у друга новеньких словечек, конечно же, в искаженном виде. В одних парах подражание распространяется всего лишь на несколько слов, а в других охватывает весь словарь, включая грамматические и синтаксические формы. При этом родители и ближайшее окружение понимают, о чем говорят малыши, и даже принимают активное участие в коммуникативном процессе. Но не стоит забывать, что слишком затянувшийся по времени период общения в искаженной форме — как друг с другом, так и с ближайшим окружением, — является одной из причин задержек развития речи у близнецов, что чревато осложнениями в процессе социализации ребятишек.

Основные дефекты речи: как устранять

К дефектам речи, чаще всего возникающим в близнецовых парах, относят:

  • произношение слов с «проглоченными» окончаниями;
  • перестановку слогов в слове;
  • перестановку слов в предложениях;
  • озвучивание первых слогов вместо произношения целых слов.

            Все эти причины объясняются дефицитом общения со взрослыми и борьбой за внимание родителей: часто малыши прибегают и, перебивая друг друга, торопятся о чем то сообщить. Из-за спешки могут пропадать слоги или даже целые слова в предложениях, речь становится сбивчивой, торопливой, нечеткой. Помимо этого подражание друг другу и копирование манеры разговаривать также может стать причиной для появления всевозможных дефектов, в том числе заикания.

            Начинать коррекционную работу по устранению дефектов необходимо с простых правил: нужно научить детей не торопиться во время разговора, не перебивать друг друга, не привлекать к себе внимания при помощи крика, до конца выслушивать то, что говорит брат или сестра, и лишь потом вносить свои дополнения.

            И все же следует ждать, что установленные правила будут выполняться неукоснительно — детям нужно будет время, чтобы привыкнуть к ним. Поэтому при очередной попытке ребят высказаться наперебой родители должны навести порядок в общении: «Подожди минуточку. Сейчас мы выслушаем твоего брата/сестру, а потом послушаем тебя. Не перебивай, пожалуйста. Это некрасиво».  Кроме этого, необходимо как можно больше и чаще общаться с каждым ребенком в индивидуальном порядке, поправляя ошибки в произношении, акцентируя внимание на правильном варианте.

Особенности артикуляционного развития у близнецов

            Считается, что фонематический слух двойняшек развивается позже, чем у одиночно рожденных детей. Кроме этого, тонус артикуляционного аппарата находится в неравномерном состоянии, а мышцы, ответственные за артикуляцию, работают несогласованно. Поэтому для близнецов характерно своеобразное восприятие и произношение слов, в связи с чем,  вплоть до среднего школьного возраста у двойняшек может наблюдаться особенная артикуляция. Но в большинстве случаев к школьному возрасту развитие речи близнецов достигает нормальных показателей.

Общение родителей с близнецами

1.      Индивидуальные беседы

            Почти всем родителям близнецов знакома ситуация, когда практически невозможно уделять каждому ребенку столько внимания, сколько хотелось бы. Но не следует забывать, что становление и развитие речи осуществляются прежде всего в семье, а хорошо развитые коммуникативные навыки являются залогом успешной адаптации малыша в обществе. Поэтому очень важно научиться выделять время для индивидуального общения с каждым ребенком. Сделать это довольно сложно: многие малыши-близнецы ведут активную борьбу за внимание родителей и практически не дают возможности уединится с одним ребенком. Однако выход есть: развести детей без скандалов и истерик, можно, например, во время купания, кормления, укладывания спать или похода в магазин с одним ребенком. В такие моменты выделить десять-пятнадцать минут на общение лично с каждым гораздо проще, особенно, когда вторым занят кто-то другой из взрослых членов семьи.

            Разделять двойняшек для ежедневного индивидуального общения важно еще и в том случае, если у детей наметилась четкая градация: один предпочитает отмалчиваться, в то время как другой готов общаться за двоих. Повышенное внимание к молчуну в данном случае даст толчок к его более активному освоению коммуникативных навыков.

            При общении с двойняшками важно использовать любую возможность для индивидуального общения. Для этого нужно задавать каждому из них как можно больше вопросов и добиваться ответа от одного и другого ребенка по отдельности.

2.Совместные чтения

            Чтение книг — прекрасный практикум не только для речевого, но и общего развития детей. Чтение вслух — это не только возможность совместного времяпрепровождения, но и процесс обучения детей: во время слушания у них тренируется память, внимание, воображение, увеличивается запас слов, приобретаются теоретические знания и навыки общения.

            Чтение книг вслух близнецам осложнено тем, что необходимо уделять внимание обоим: давать им возможность рассматривать иллюстрации, трогать подвижные элементы и т. д. Пока двойняшки совсем маленькие, родителям довольно трудно добиться бесконфликтного чтения — дети тянут книгу каждый в свою сторону, ссорятся из-за неудач. Но когда малыши подрастают, совместное чтение становится все более простым и увлекательным занятием. Постепенно дети перестают ссориться и скандалить, учатся уступать друг другу и ждать своей очереди для просмотра картинки.

            Пересказ прочитанных книжек, придумывание своих сказок и историй как самостоятельно, так и в паре с близнецом, позволит малышам не только расширить словарный запас, но и развить фантазию, а также поможет им научиться разговаривать от своего имени и «за себя».

3.Один болтун, второй молчун

            Одна из особенностей развития речи у двойняшек — различия в уровне и в темпах становления речи между детьми в одной близнецовой паре. Наблюдается практически повсеместное явление, когда один ребенок в паре более общителен: он начинает разговаривать раньше другого, и его речь более разнообразна. Часто это объясняют различиями в характерах малышей, но на самом деле это проявление более замедленного развития одного из близнецов.

            В этом случае «молчуну» необходимо уделять немного больше внимания: больше с ним общаться наедине, целенаправленно акцентировать его внимание на какие-то предметы, события и явления, задавать ему еще больше вопросов, чаще интересоваться его мнением.

4.Общение за пределами семьи

            Возможность общаться с другими детьми, а не только друг с другом, — важный этап в развитии близнецов. В процессе общения со своими сверстниками (на деткой площадке, во дворе, с соседями по даче, в детском саду и т. д.) малыши приобретают коммуникативные навыки, учатся обходиться друг без друга, а также получают возможность развиваться в индивидуальном порядке и темпе.

            Один из способов научить малышей-близнецов обходиться друг без друга — это отправить их в разные группы детского сада или вообще в разные сады. К преимуществам такого решения относятся:

  • возможность малышей развиваться по индивидуальной программе, в соответствии со своими способностями и потребностями;
  • получение разного опыта, которым они делятся друг с другом;
  • проявление застенчивым «молчуном» большей самостоятельности;
  • появление у каждого ребенка собственных друзей.

            Принимая решение разделить двойняшек, необходимо учесть, как они воспримут одновременную разлуку и с мамой, и с братом/сестрой, и не окажется ли такой опыт для малышей слишком тяжелым.

Когда идти к логопеду

            Как правило, к первому классу разница в развитии речи у близнецов и одиночно рожденных детей нивелируется. Однако если к шести-семи годам у двойняшек (или кого-то одного из них) все еще наблюдаются речевые дефекты, рекомендуется проконсультироваться с логопедом — возможно, детям может понадобиться специализированная помощь.

            Но и консультация в более раннем возрасте тоже не окажется лишней — своевременная диагностика проблемы в возрасте четырех-пяти лет и вовремя принятые коррекционные мероприятия могут значительно ускорить не только процесс становления речи у ребенка, но и его адаптацию в социальной среде.

 Нужно помнить, что одним из главных условий положительной динамики в развитии речи близнецов является максимально активное участие родителей и ближайшего окружения в жизни малышей.

Логопед: ЕгороваТ.В.

Источник: http://detiyasli.ru/deti/ot-goda-do-treh/

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *