Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребёнка.

Как часто, глядя на своего ребенка, мы хотим знать, что же в этой маленькой головке творится, о чём наш малыш думает и что его беспокоит. Хотите заглянуть в душу малыша? Тогда предложите ему порисовать. Не подсказывайте и не уточняйте, кого, что и как он должен рисовать. Не мешайте маленькому Рафаэлю, а тихонько наблюдайте за ним. Возможно, вас ждут открытия, ведь рисунок для ребенка является не искусством, а речью. 

Психологи считают, что рисуя или просто водя карандашом по бумаге,  дети изливают переполняющие их эмоции: это их способ понимать мир и себя. Не удивительно, что по рисунку можно сказать очень многое о том, нравится ли юному художнику его существование или ему неуютно на свете. Как мы, взрослые, изливаем душу кому-то из близких или пишем свои мысли и переживания в личный дневник, так и ребенок в своем рисунке рассказывает о своем восприятии жизни, о своем настроении, о своих переживаниях. Что бы не происходило в семье, как бы ребенок не чувствовал себя, как бы не относился к окружающим – все излагается на рисунке. В рисунке ребенок самовыражается, вглядевшись внимательнее в любой детский рисунок, можно увидеть все, что творится в душе малыша, и чего он не сумеет объяснить взрослым, даже в самой доверительной беседе.

Анализировать рисунок можно начинать с 4-5 лет. До трех лет – это только черточки, линии, круги. Малыш «пробует» карандаш или кисть, экспериментирует. К четырем годам у картинок появляется замысел. Маленького художника «вдохновляет» главным образом человек – мама, папа, сам малыш. Люди на рисунках чаще всего выглядят как «головоноги»: существа, тело и голова которых представляют собой единый «пузырь» с ножками.  С четырёх лет,  человечек на рисунке уже состоит из двух овалов с ручками и ножками – палочками. Появляется интерес к различным занятиям, предметам, окружению главного героя. К семи годам «живописцы» уже не упускают из виду такие детали человеческого образа, как шея, волосы (или шапка), одежда (хотя бы в схематическом виде), а руки и ноги изображают двойными линиями.

Единичный рисунок не может полностью раскрыть состояние ребенка. Только рассмотрев несколько рисунков, сделанных с небольшими временными интервалами, можно сделать вывод об эмоциональном и психологическом состоянии ребенка.

По рисунку семьи можно понять  настроение ребёнка в семье. Расположение членов семьи на рисунке очень точно указывает на их взаимоотношения. Часто дети «удаляют» нежелательный персонаж из своего произведения, объясняя это тем, что «папа на работе», а сестра «в соседней комнате». Это не значит, что отношения разрушены окончательно, зачастую брат или сестра отправляются на рисунке «в другую комнату» после бурной ссоры. И наоборот, любимые родственники могут появиться на картинке, даже если они живут далеко, так часто бывает с дедушками и бабушками. 

Самого близкого и любимого родственника ребенок изображает рядом с собой. Если кто-то из персонажей оказывается отделен от других, то, скорее всего, и из семейного круга ребенок его мысленно исключает. Это может быть работающий папа, брат или сестра, которые значительно старше по возрасту.  Себя ребенок, как правило, изображает либо в центре рисунка (это обычная ситуация для семьи с единственным ребенком), либо рядом с центральной фигурой. Изображая себя с краю композиции, отдельно от родителей, ребенок показывает, что чувствует свою изоляцию от родных. Иногда он дает этому сюжетное объяснение, которое подтверждает опасения наблюдателя: «Все празднуют, а я наказан (должен спать, читать, играть один)». Поза счастливого и уверенного в себе ребенка максимально открыта: ручки и ножки «в растопырку». Если ребенок дает себе труд нарисовать себя с прижатыми к телу руками, это символизирует его неуверенность в себе. Слишком короткие руки или их отсутствие – опасения собственной неумелости. Может быть, вы слишком часто критикуете малыша? Обычно ребенок изображает размеры фигур пропорционально реальным персонажам: родителей побольше, себя – поменьше, младшего брата и сестренку – совсем маленькими. Приуменьшение нарисованного себя говорит о неуверенности, потребности в заботе и, быть может, страхе.  Если на рисунке члены семьи тесно прижались друг к другу, что справа или слева оставлены пол-листа это говорит о чрезмерной опеке над ребенком или детьми. На рисунке изображен – «отрыв» ребенка от земли, когда все персонажи прорисованы в верных пропорциях, но ребенок как бы повисает между родителями: его голова находится на одном уровне со взрослым, а ноги не достают до пола – такая ситуация, говорит о неуверенности ребёнка. Часто родители такого маленького художника даже не догадываются, что он испытывает дискомфорт: ведь они общаются с ним на равных!  Иногда, признаки страха и агрессии на детских рисунках,  остаются незаметны для родителей. Например, на рисунке ребёнка изображены большие, просто огромные руки-грабли  у того члена семьи, кто отличается агрессивным поведением. Если ребенок изображает таким самого себя, то, вероятно, ему постоянно приходится подавлять в себе злость.  Если ребенок рисует себя с кулаками, острыми ногтями то, скорее всего, он чувствует постоянную потребность в защите, которую семья не может ему обеспечить.

      Обратите внимание  на цвета. Рисунок ребенка обычно многоцветен и пестр – обычно дети используют 5-6 цветов, это считается нормой. Более широкая палитра открывает натуру чувственную, богатую эмоциями. Чем ярче используемые цвета в рисунке, тем более уверено чувствует себя ребёнок. Более скудная, говорит о негативных эмоциях. Конечно, не все так однозначно: ребенок может заштриховать папу черным, потому что у папы действительно есть любимый свитер такого цвета, но если какой-то карандаш оказывается в числе любимчиков и один-два цвета явно преобладают на рисунке, то стоит обратить внимание и на этот фактор.

         Темно- синий – сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое, самоанализ.

         Зеленый – уравновешенность, независимость, упрямство, стремление к безопасности.

         Красный – сила воли, эксцентричность, агрессия, возбудимость.

         Жёлтый – положительные эмоции, любознательность, оптимизм.

         Фиолетовый – фантазия, интуиция.

         Коричневый – медлительность, физический дискомфорт, часто – отрицательные эмоции.

         Чёрный – подавленность, протест, настоятельная потребность в изменениях.

         Серый – безразличие, отстраненность, желание уйти, не замечать того, что тревожит.

«Полезные советы для родителей»

  • Не критикуйте работы ребёнка – если вы будет постоянно его критиковать, он может вообще отказаться от занятия рисованием;
  • Не дорисовывайте ничего и не улучшайте в работах ребёнка, это тоже его обижает, убивает его фантазию;
  • Поощряйте нестандартные решения образов или приемы работы, пусть малыш понимает , что главное – это именно его фантазия;
  • Рассматривайте и обсуждайте его предыдущие работы, старайтесь вывешивать работы ребёнка на стену;
  • Рассматривайте работы других детей, картины разных художников -чтобы он захотел нарисовать также.

Создавайте в семье благоприятные условия для развития у ребенка самостоятельности и творчества.

  

Специалист по социальной работе Шалафанова С.Н.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *