“Как отвечать на детские вопросы?”

В свое время М.Горький замечал, что умение толково ответить на вопрос ребенка – большое искусство. Овладеть таким искусством – посильная задача для родителей. Что интересует детей? Содержание детских вопросов разнообразно. По свидетельству психологов, нет ни одной области знаний, которой бы не касались вопросы детей. Дети спрашивают об окружающих их предметах, далеких планетах и космосе, явлениях общественной жизни, природе, происхождении человека и всего живого на Земле, смысле и значении отдельных слов и т.п.

С течением времени вопросы меняются по форме. Пик вопросов приходится на возраст 4,5 – 5,5 лет. Почему в более старшем возрасте количество вопросов начинает уменьшаться? У ученых на этот счет нет единого мнения.

Обратите внимание на то, что дошкольник задает вопросы не каждому взрослому, а лишь тому, кто завоевал его доверие. Чаще он обращается к тому члену семьи, кто, внимательно выслушав вопрос, отвечает серьезно и интересно. Отсюда важнейшее требование к ответам на детские вопросы – уважительное, бережное отношение к ним, стремление понять, что побудило ребенка спросить.

Следующее требование – краткость, ясность, определенность ответа. При этом необходимо учитывать уровень умственного развития ребенка, опираясь на его жизненный опыт. Поэтому в тех случаях, когда на вопрос ребенка требуется сообщение сведений, недоступных его пониманию, лучше всего рассказать в общих чертах, на понятном, для ребенка, уровне.

Отвечая на детские вопросы, не стремитесь к исчерпывающим ответам, ибо, как писал В.А. Сухомлинский: «Под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность». Отвечая на вопрос ребенка, побуждайте его к новым размышлениям, наблюдениям. Целесообразно иногда вместо ответа предложить ребенку встречный вопрос: «А как думаешь ты?» При затруднениях ребенка предложите ему дополнительные вопросы, которые помогли бы ему найти правильный ответ. Обращаясь за ответом вместе с ребенком к книгам, вы воспитываете у ребенка уважение к знаниям. Ребенок начинает понимать, что знания приобретаются разными путями, среди которых наиболее интересный и увлекательный – чтение. На многие вопросы ребенок может получить убедительный ответ.

Следует помнить мудрый совет В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал”.
Не спешите отвечать ребенку на заданный вопрос, даже если вы знаете ответ на него. Спросите у него, что он сам думает об этом. После ответа ребенка выскажите свое предположение по данному вопросу.
Ваши предположения могли совпасть.
Ответов много, но нужен один! Предложите Вашему ребенку сделать выбор.
Спросите у ребенка, где и с кем он может поделиться полученной информацией.
Пусть малыш поделится с друзьями и взрослыми новой информацией — так он получит больше эмоций от новых знаний и больше вероятность, что эти знания запомнятся.
Помните, ответы на детские вопросы очень важны для ребенка и сильно влияют на его развитие и знания, старайтесь не давать готовую информацию, а подсказывать, где можно найти ответы и ищите их вместе!

Подготовила: психолог в социальной сфере Нестеренко Н.С.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *