Развитие мелкой моторики рук ребенка

В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»

Мелкая моторика рук – это движение мелких мышц кисти, направленное на владение навыками действия с предметами, которое дает возможность человеку выполнять тонкие двигательные акты, такие как рисование, письмо, вышивание, бисероплетение  и т.д. Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие всего организма, взаимодействует не только с речью, но и с мышлением, вниманием, координацией движений и пространственным восприятием, наблюдательностью, воображением, зрительной и двигательной памятью. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.

В каком же возрасте надо начинать развивать мелкую моторику? Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.п. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Что же делать, если обнаружилось недостаточно хорошее развитие мелкой моторики? Исправлять этот недостаток необходимо постепенно, шаг за шагом,  занимаясь  развитием руки не время от времени, а систематически, каждый день. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.

Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься  дома.

Пальчиковые игры.

  1. «Ручки греем» – упражнение выполняется по внешней стороне ладони.
    Очень холодно зимой, 
    Мерзнут ручки – ой, ой, ой!
    Надо ручки нам погреть, 
    Посильнее растереть.
    2. «Стряпаем» – имитируем скатывание колобков, по 4 раза влево и вправо.
    Мы постряпаем ватрушки,
    Будем сильно тесто мять.
    Колобочков накатаем, 
    Будем маме помогать.
    Игры с сыпучими материалами.
  2. Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи.

Мы тесто месили,

Мы тесто месили,

Нас тщательно все промесить попросили,

Но сколько не месим

И сколько не мнем,

Комочки опять и опять достаем.

  1. Рисование по крупе. На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу. Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т. д).

Игры с бусинами, макаронами, игры-шнуровки.

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки.

Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме.
                                                       Рисование.

  1. Рисование кистью, карандашами, пальцами, ладошкой, раскрашивание картинок.
  2. Обведение любых рисунков. Обводить можно все, что попадется под руку: собственную ладонь, ложку и т.д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печений или кексов.
  3. Не менее полезна штриховка. Каждую фигурку следует штриховать под разным углом наклона и с различной степенью густоты линий. Хорошо, если штрихование получится разной степени интенсивности: от бледного, до яркого, темного. Полезно также штрихование сеткой. Во всех случаях ребенку нужны образцы, так что поштриховать придется и вам.
  4. Как можно чаще, даже в очереди, рисуйте ребенку всевозможные лабиринты. Пусть “пройдет” по ним карандашом. Чтобы занятие не наскучило, лучше всего объяснить, что это за лабиринт, куда он ведет, и кто по нему должен пройти.

Аппликация.

Изготовление поделок из бумаги, например, выполнение салфеточной аппликации. Путем сминания кусочков бумажной салфетки получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка.  Вырезание ножницами, сминание, разрывание и надрывание, скручивание и другие виды бумажной пластики способствуют формированию координации движений кистей рук и пальчиков.

Лепка из глины и пластилина, теста.

         В этом занятии развивается сила кисти и пальцев, обеспечивается смена тонуса мускулатуры рук. Старайтесь использовать мягкий пластилин или глину хорошего качества, и мягкое теплое тесто, так как неокрепшая рука ребенка нуждается в щадящих нагрузках. Зимой прекрасным материалом для лепки становится снег – лепка снежков, снеговиков.

Конструирование.

Дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки). В конструировании развивается координация кисти, логическое мышление и пространственное воображение.

Теневой театр.

Теневой театр позволяет развивать точные, согласованные движения пальцев и кистей рук,  вызывает и поддерживает у малыша интерес к выполнению упражнений по развитию моторики, позволяет ему более продолжительное время концентрировать внимание, быть усидчивым и активным и т. д.

Уважаемые родители, не откладывайте развитие мелкой моторики рук малыша на потом. Это действительно очень важно для ребенка!

Успехов вам!

 Специалист по социальной работе Шалафанова С.Н.

Источники: https://infourok.ru/, http://сад58.рф/, https://nsportal.ru/

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *