Формирование интереса у детей к людям разных профессий

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. В психолого-педагогической литературе большое место отводится проблеме трудовой деятельности, как средству развития самостоятельности ребенка. Многие педагоги считают, что трудовая деятельность должна способствовать повышению общего развития детей, расширению их интересов, проявлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств как трудолюбие, самостоятельность, ответственность за порученное дело, чувство долга.

Одним из путей формирования у ребенка интереса к трудовой деятельности взрослых является ознакомление его с трудом взрослых.   Жизнь ребенка протекает в определенной социальной среде, в которой он ежедневно имеет возможность наблюдать труд взрослых, накапливать впечатления, а затем в играх и в быту стремится подражать взрослым. Поэтому важно помочь каждому ребенку осознать жизненную необходимость и полезность труда для окружающих, вызвать интерес к трудовой деятельности, желание помогать и принимать участие в общей работе.

Беседы с ребенком о профессиях должны быть увлекательными и наглядными. Знакомство с профессиями можно осуществлять по дороге в детский сад или на прогулке. Методика беседы на прогулке очень проста: обращайте внимание на всех людей, занятых делом и называйте ребенку их профессии. Увидели дворника во дворе – расскажите об этой трудной и важной профессии, проходим мимо стройки – узнаем о профессии строителя. Зашли по дороге в магазин. Спросите: кто здесь работает? Вернувшись домой, еще раз вспомните, людей каких профессий вы встретили сегодня. Закрепить материал можно попросив ребенка нарисовать, например, строителя в желтой каске или дворника, убирающего листву.

Игра «Назови профессии»

Эта понятная и занимательная игра порадует не только детей, но и взрослых. Правила очень несложные и играть можно на протяжении всего дня. Например, семья собралась за завтраком. Давайте посмотрим, что у нас на столе. Бутерброды, чай, омлет. Отличный повод поговорить о сельскохозяйственных профессиях. Откуда берутся яйца, сметана, хлеб? Кто работает на птицефабрике, в поле, на ферме?

Люди каких профессий вырастили и собрали урожай, смололи муку, испекли хлеб и, наконец, доставили в магазин, где его купил папа?

Таким же образом можно проследить создание любой вещи в доме, включая, например, книжку любимых детских стихов и рассказов. Пришлось потрудиться огромной команде людей, начиная от автора, издателя, работников типографии и заканчивая продавцом книжного магазина, чтобы книга попала в руки читателя.

Детям чуть постарше можно предложить составить список героических профессий. Оказывается, герои встречаются не только в кино и компьютерных играх. Ежедневно мы сталкиваемся с десятками людей по-настоящему героических профессий, правда, они не носят плащ супермена или костюм Бэтмена, но их работа – спасать жизни реальных людей. Вместе с детьми составьте список таких профессий:

– спасатели

– полицейские

– пожарные

– врачи (попросите назвать известные детям врачебные специальности)

– летчики

– военные (уточните специальности)

– машинисты поездов и так далее.

Рассказ о профессиях своих родственников помогает ребенку больше узнать о собственной семье, укрепляет семейные узы.

Особенно интересны будут рассказы о роде занятий прадедушек, прабабушек, если, конечно, такие сведения сохранились в семье. Историю можно проиллюстрировать старинными фотографиями, грамотами или даже трудовой книжкой.

При беседах о профессиях взрослым нужно помнить несколько несложных правил. Никогда не делите род занятий на хорошие и плохие, престижные и не очень. Ребенок должен понимать важность любого труда и уважать каждую профессию. Не стоит упоминать о размере заработной платы. Если вы лично негативно относитесь к представителям какой-либо профессии, воздержитесь от эмоций. Информацию нужно преподносить ровно, без негатива, чтобы у малыша сложилось беспристрастное отношение ко всем профессиям. Позвольте своему ребенку сделать выбор самостоятельно.

Хочется посоветовать родителям, чтобы они тепло и уважительно рассказывали о тех людях, которые занимаются сельским хозяйством. Результаты их труда дети потребляют ежедневно: они едят хлеб, яйца, овощи, фрукты, пьют молоко. Из хлопка, льна, шерсти шьется их одежда. У детей следует воспитывать уважение к результатам труда, ибо в любом продукте труда заложен огромный труд многих людей. Таким образом, родители дают знания, учат детей думать, осознавать труд как общественное явление, воспитывать уважение к нему и к людям разных профессий.

Дидактические игры на формирование интереса ребенка к людям разных профессий.

Игра «Кто и где работает?»
  Спросите у ребенка: кто работает в магазине. .. , в детском саду. .. , в больнице. .. , в парикмахерской. .. Например: в детском саду работают воспитатели, помощники воспитателей, повара, медсестра, заведующая. Загадайте загадки: «У меня немало дел, если кто-то заболел. Всех я вылечу друзья! Отгадайте, кто же я?», «Каждый день сажусь в кабину, завожу мотор машины, еду в дальние края. Отгадайте, кто же я?», «Ножницы, шампунь, расческа, всем я сделаю прически. Стригу и взрослых, и детей. Отгадай меня скорей!».

Игра «Кому это нужно?»

  Покажите ребенку различные предметы (пылесос, шприц, кастрюля, ведро). Предложите назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью. Например: это половник, он нужен повару, чтобы разливать суп и компот. Или: нож, доска, кастрюля – нужны повару, чтобы приготовить еду.

Игра «Кто что делает?»

  Спросите у ребенка: что делает повар. .. , врач. .. , помощник воспитателя. .. , водитель. .. , парикмахер и др. Предложите ребенку показать задуманное действие человека какой-либо профессии, а Вы, в свою очередь, попробуйте отгадать. Можно посоревноваться: кто больше назовет действий (повар – режет, жарит, печет, варит, готовит и т.д.)

Игра «Исправь ошибки»

  Предложите ребенку послушать, заметить и исправить ошибки. Например: врач готовит вкусный обед, воспитатель лечит людей, повар делает уколы. Что не так? Ребенок исправляет и говорит правильный ответ.

Игра «Четвертый лишний»

  Покажите ребенку 4 картинки или схематично нарисуйте (кастрюля, шприц, градусник, фонендоскоп). Спросите: какой предмет будет лишний? Почему? Ребенок высказывает свое предположение, выстраивая логическую цепочку: кастрюля – лишняя, потому что она нужна повару, а остальные все предметы нужны врачу. Можно спросить: зачем?
  Игра «Я начну, а ты продолжи»

Врач лечит людей, чтобы…

Строитель строит дома, чтобы…                                                                 

Парикмахер подстригает людей, чтобы…                                                         

Повар варит обед, чтобы…  и т.д.

 

Воспитатель Холодная И.Г.

Источники: http://a2b2.ru/;  https://multiurok.ru/

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *