Дети используют новые технологии почти с рождения — как к этому относиться?

Ни для кого не секрет, что современные малыши учатся ходить, говорить и осваивают информационные технологии практически одновременно. Увлеченно играющих, собирающих пазлы или смотрящих мультики на смартфоне детей трех-четырех-пяти лет можно увидеть в очереди к врачу, самолете, кафе. Многие из них уже в раннем детстве начинают систематически использовать компьютеры и мобильные устройства, а к дошкольному возрасту становятся уверенными и опытными пользователями. Хорошо зная это, взрослые тем не менее в своих стратегиях помощи юным пользователям Сети сосредотачиваются на подростках, оставляя практически без внимания самых маленьких. Между тем пристрастие малышей к новым технологиям можно очень эффективно использовать для их обучения и развития. Именно для этого в первую очередь важно знать, каким образом маленькие дети используют компьютеры и Интернет, как они осваивают технологии, каковы их предпочтения и потребности и насколько оправданны неизбежные риски.

Исследование Европейской комиссии, которое проводится регулярно, показало, что возраст начала пользования Интернетом неуклонно снижается. Опросы, проводившиеся в отдельных странах, также подтверждают, что дети получают доступ к Интернету все раньше и раньше.

Взрывной рост числа маленьких интернет-пользователей в значительной мере вызван появлением айпадов и других устройств с сенсорными экранами. На сегодняшний день существуют тысячи приложений, разработанных специально для детей раннего и преддошкольного возраста.

Что они делают в Сети?

Исчерпывающих сведений о том, чем занимаются маленькие дети в онлайне, пока не существует: одни страны пытаются отследить, как именно малыши используют устройства с интернет-доступом, другим пока еще только предстоит это сделать. Понятно, что дети этой возрастной группы используют Интернет преимущественно для игр. Самые маленькие пользователи, от 3 до 4 лет, главным образом смотрят видео. В виртуальных мирах дети играют и общаются друг с другом посредством аватаров. Число детей, увлекающихся этим видом деятельности в Сети, неуклонно растет, причем особенно за счет возрастной группы от 3 до 11 лет.

Нарушают правила

Зачастую маленькие дети предпочитают использовать Интернет так же как их старшие товарищи – для общения в социальных сетях. Однако получить достоверную картину того, сколько детей до 9 лет сидит в соцсетях, почти невозможно: официально доступ, например, в Facebook разрешен с 13 лет, и те, кто младше, сообщают о себе недостоверные сведения, завышая возраст на пару, а то и на несколько лет. Критический рост «нелегального» использования соцсетей детьми, не достигшими официально допустимого возраста, говорит о том, что не обходимо более серьезно изучать эту проблему: насколько маленькие дети способны продуктивно и безопасно пользоваться этими сервисами и как относятся к такому общению их родители.

Чем раньше – тем лучше

И детям, и, как правило, взрослым скорее нравится, когда дети начинают использовать Интернет в раннем возрасте: малыши играют, общаются, смотрят развивающие фильмы, а взрослые получают остро необходимое для них свободное время. Исследования говорят о том, что есть и более серьезные преимущества: дети, знакомые с технологиями, быстро приобретают цифровую грамотность, в будущем показывают хорошую академическую успеваемость, имеют навыки социального взаимодействия.

Европейские страны, признавая, что Интернет открывает новые возможности для обучения и творчества, в той или иной мере поддерживают в детсадах и школах развитие у маленьких детей цифровой грамотности и технических навыков. Резкий рост в использовании Интернета детьми в возрасте до девяти лет говорит о том, что многие родители также поддерживают сложившуюся тенденцию, предоставляя своим малышам возможность играть и учиться онлайн.

Целый ряд исследований говорит о том, что дети, использующие компьютер и Интернет с раннего детства, впоследствии хорошо учатся. Выяснилось также, что дети, которые часто используют компьютер дома, показывают высокие достижения по чтению и математике.

Педагоги, работающие с детьми раннего возраста, понимают, что цифровые технологии, когда они используются разумно, – очень мощный инструмент для развития речи, социальных навыков и эмоционального восприятия окружающего мира, отмечают австралийские исследователи.

Неотъемлемая часть жизни

Юные пользователи применяют технологии и Интернет так, как маленькие дети во всех поколениях использовали медиа и коммуникационные технологии – играют, обучаются, взаимодействуют и устанавливают связи с другими детьми и родственниками. Использование электронной почты, СМС, игры в виртуальных мирах, видео конференции с друзьями и родственниками – лишь некоторые примеры того, каким образом Интернет становится неотъемлемой частью социальных взаимодействий и игровой деятельности. Онлайн-игры в определенной мере сравнимы с обычными детскими играми. Виртуальные игры бывают фантастическими, социально-драматическими, ритуальными. Это могут быть игры по правилам или игры – аналоги традиционных офлайновых игр. Разумеется, виртуальные игры сопряжены с определенными рисками, которые еще предстоит исследовать, однако они, как и любые другие детские игры, несут в себе и пользу и способны дать очень многое для развития.

Чем раньше – тем рискованнее?

Нетрудно предположить, что, если маленькие дети выходят в онлайн, это сопряжено с большими рисками – ведь они еще не могут оценивать и предупреждать нежелательные, опасные ситуации. Дети не могут  правильно оценить неподобающее поведение в Сети, скрытую рекламу, ненадежные информационные источники и не вполне понимают опасность распространения в Сети персональных данных. Когда ребят спросили, пошли бы они на день рождения или поиграть в парке, если бы их пригласил кто-то из интернет знакомых, многие ответили утвердительно. В этом смысле маленькие дети рискуют, даже если они осведомлены о рисках, так как они не всегда могут правильно сориентироваться в конкретной ситуации.

Планшетные компьютеры и раннее развитие

Технологии тачскрин как будто созданы для детей раннего возраста: малыши с готовностью нажимают кнопки и иконки практически без помощи взрослых. Эта простота в использовании дает малышам определенную независимость, так как они могут играть с подобными устройствами сами по себе, в отличие от ПК, где, пока ребенок не научится пользоваться клавиатурой и мышью, без помощи старших не обойтись.

Раннее и дошкольное детство – критические стадии развития человека, когда закладываются основные физические, социальные и интеллектуальные способности. Поэтому не удивительно, что стремительный рост в использовании малышами технологий порождает в обществе бурные дискуссии о том, полезно ли это на самом деле.

Ряд исследований говорят о том, что цифровые игры точно так же развивают воображение, творческую фантазию ребенка, как и реальные. Кроме того, если ребенок использует айпад, он зачастую вовлекает в этот процесс всю семью.

Современные родители не имеют достаточно сведений, чтобы выбрать правильную стратегию их использования – чаще всего они бросаются в одну из крайностей: либо тотальный контроль и запрет, либо полная свобода и вседозволенность. Стоит отметить, что обе стратегии имеют существенные недостатки: первая ведет к цифровой изоляции и лишает детей тех возможностей, которые открывают перед ними новые технологии, а вторая оставляет ребенка незащищенным от многочисленных рисков стихийной интернет-социализации.

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие технологий и их проникновение в жизнь ребенка начинается с самого раннего возраста. И взрослым нужно воспринимать их для детей, как один из способов развития и социализации ребенка. Но не стоит забывать, что гаджеты и Интернет никогда не смогут заменить реального общения и внимания со стороны родителей.

 

Специалист по социальной работе Сарыева А.А.

Источник: Журнал “Малыш и айпад”  № 17  “Дети в информационном обществе”.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *