Учим детей навыкам самообслуживания

Самообслуживание является сложным навыком, который благополучно сказывается на развивающемся организме, делает его скоординированным, собранным и ловким.

Условия, которые необходимо создать, чтобы научить ребенка самообслуживанию.

При одевании предоставить:

  • Подходящую по росту вешалку для одежды;
  • Отдельную полку в шкафу, где ребенок будет хранить носовые платки, носки и иные предметы туалета;
  • Место для хранения пижамы или ночной рубашки;
  • Одежду, удобную в использовании (большие, удобные для застегивания пуговицы; шнурки с твердыми наконечниками; удобные застежки на одежде; свободные, не жмущие резинки на белье, колготах, брюках, юбках и шортах).

При умывании у ребенка должны быть:

  • Прочная и стойкая подставка под ноги (от края раковины до подставки должно быть расстояние около 55 см, и 65-70 до крана);
  • Постоянное и практичное место для хранения зубной щетки, пасты, стаканчика (покупая данные наборы нужно помнить, что чем ярче и интереснее они будут оформлены, тем больше внимания ребенка они привлекут, чем поспособствуют его желанию делать все самостоятельно);
  • Персональная мыльница, где должно лежать разрезанное на три части туалетное мыло;
  • Доступное и отдельное от других место для хранения полотенца. Для нескольких детей выбирают разные по рисунку и цвету полотенца. Самый оптимальный размер детского полотенца: 45*60 см.

При приеме пищи предоставьте ребенку:

  • Соответствующий столу стул (от сиденья до крышки стола должно быть 18-19 см. Под ногами должна быть подставка на расстоянии 25-28 см от сиденья);
  • Небольшие по размерам столовые приборы (тарелки, чашки, ложки и вилки);
  • Хлебница и салфетница, расположенные на расстоянии, откуда ребенок сможет их достать.

Обучая детей, учитывайте их опыт. Нельзя, например, начинать учить ребёнка пользоваться вилкой, если он ещё не научился, правильно есть ложкой. Так, действия, связанные с раздеванием, быстрее осваиваются детьми, чем действия с одеванием; ребёнку легче сначала научиться мыть руки, а потом и лицо.

В труде по самообслуживанию ребёнка важно учить доводить начатое дело до конца, выполнять работу качественно. Например, учат не только снимать одежду в определённой последовательности, но и выворачивать каждую вещь на лицевую сторону, аккуратно складывать, вешать её.

В закреплении навыков самообслуживания большое место принадлежит игре. В играх с куклой можно, например, закрепить знания детей о последовательности в одевании, раздевании, умывании. С помощью игровых персонажей (куклы, мишки) можно понаблюдать за тем, как ребёнок ест, умывается, одевается.

В младшем дошкольном возрасте дети обладают большой подражательностью. Всё виденное ими, и хорошее и плохое, отражается в их поведении. Поэтому, желая воспитать у детей самостоятельность, аккуратность, отец и мать должны быть примером для подражания. Если они сами не будут класть вещи на место, аккуратно с ними обращаться, а станут лишь требовать этого от детей, то им не удастся воспитать у своего ребёнка привычки к аккуратности. Старшие дети также должны быть примером для младших братьев и сестёр.

Труд должен приносить ребёнку радость. Поэтому не надо упрекать его в медлительности и небрежности. Это может вызвать отрицательное эмоциональное состояние, повлечь за собой нежелание принять участие в труде в следующий раз. Опыт придёт постепенно. Сначала нужно вызвать интерес. Важно, чтобы с раннего детства ребёнок усвоил, что работать трудно, но необходимо.

Дети, свободные от опеки взрослых, более самостоятельны и уверены в своих силах. Через такой вид труда, как самообслуживание, ребёнок впервые устанавливает отношения с окружающими людьми, осознаёт свои обязанности по отношению к ним. Обслуживая себя, он начинает понимать цену заботам взрослых и, постепенно приобретая умения и навыки, Проявляет заботу о своих близких.

Приучение детей одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки воспитывает у них самостоятельность, желание и умение прилагать усилия, достигать положительного результата.

Дети младшего возраста должны уметь:

  • Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведённое место.
  • Одеваться и раздеваться в определённой последовательности: одежду снимать надевать, складывать, вешать, выворачивать на лицевую сторону, пуговицы застёгивать, расстёгивать.
  • Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому.
  • Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом.
  • Пить из чашки, есть, хорошо пережёвывая пищу с закрытым ртом.
  • Правильно пользоваться ложкой, вилкой (к концу четвёртого года жизни, салфеткой).
  • Убирать после игры на место игрушки, книжки.

Художественные произведения для детей, которые используются для воспитания у них самостоятельности в самообслуживании:

Л. Воронкова «Маша растеряша»

В. Осеева «Лекарство» стихи

К. Чуковский «Мойдодыр»

А. Барто «Девочка чумазая»

З. Александрова «Что взяла, клади на место», «Топотушки»

И. Муравейка «Я сама»

Песенки, потешки: «Водичка, водичка, умой моё личико», «Травка-муравка», «Ночь пришла, темноту привела».

Главное условие при формировании навыков самообслуживания – это постоянное подбадривание и поощрение. Не забывайте давать положительную оценку действиям ребенка – они дают ребенку чувство радости и подкрепляют его уверенность в том, что он может, и умет сам что-то делать. Но важно и не перехваливать ребенка. Хвалите ребенка за правильно выполненное дело. Используйте различные способы сказать ребенку, что у него все получается: «Очень хорошо», «Молодец!» и т.п.

Воспитание навыков самообслуживания у детей – это длительный процесс, требующий от взрослых, в первую очередь, терпения.

 

Специалист по социальной работе Соснина Н.В.

Источники: http://3liski.detkin-club.ru/parents/132363?special=0

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *