Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста

У детей, имеющих проблемы в развитии речи, отмечаются и  специфические особенности формирования графомоторных навыков, такие как,

  • низкий уровень  развития  координации  движений руки; 
  • нарушение зрительно-пространственной ориентировки;
  • затруднения  ориентировки в окружающем пространстве;
  • плохая ориентировка на листе бумаги;
  • трудности в воспроизведении различных фигур и линий;
  •  нарушено умение копировать предложенный образец.

Полноценное моторное и речевое развитие – залог успешного освоения грамоты и чтения. Письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие речевой  и моторной недостаточностью, естественно испытают большие трудности в усвоении чтения и письма.

         Наилучшее   время   для формирования   графомоторных навыков – это дошкольный период.  Именно в этом возрасте не только можно, но необходимо развивать руку, способствовать  формированию графомоторных  умений и   навыков.

1 этап. Подготовка руки и глаз к письму.

1.1. Гигиенические правила письма.

Обращайте внимание на то, что: сиденье стула должно заходить за край стола; стул задвигается под стол так, чтобы при опоре на спинку между грудью и столом помещалась ладонь; руки на столе лежат свободно: на тетради лежит правая рука и кисть левой (на левшей наоборот); обе ноги всей ступней опираются на пол.

1.2.Гимнастика для глаз.

Зрительная гимнастика – это обеспечение и  улучшение кровоснабжения тканей глаза, снятие переутомления зрительного аппарата, развитие способности к концентрации взгляда на ближних объектах.

«Ах, как долго мы писали».

Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)

Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)

Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)

В классе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)

Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими)

1.3. Пальчиковая гимнастика.

Мышечные возможности руки ребёнка так же, как и мышцы глаза, требуют особой тренировки и коррекции. Каждое занятие начинайте с небольшого массажа руки:  поглаживание, разминания, похлопывание для появления ощущения тепла.

Затем начинайте выполнять гимнастику для пальцев.

«Помощники»

Вот помощники мои,

Как их хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять.

Не сидится им опять.

Постучали, повертели

И работать захотели.

Поработали немного,

Но дадим им отдохнуть.

(Выполнять движения пальцами в соответствии с содержанием стихотворения.)

«Удивительно»

Наши пальцы сжались тесно.

Удивительно интересно!

(Дети сжимают левую руку в кулак.)

Видно, им прохладно стало,

(Правой рукой обхватывают кулак и сильно сжимают.)

Их укроем одеялом.

(Затем меняют руки. Потом опускают руки и слегка трясут ими.)

2 этап. Развитие навыков ориентировки.

Большую роль в развитии пространственной ориентировки играют умения ребёнка определять местоположение предметов и их изображений, а так же графических знаков в микропространстве.

2.1. упражнения на проверку и уточнение представлений о правой и левой стороне тела.

2.2. упражнения на определение пространственных взаимоотношений.

1) упражнение на уточнение положения предмета относительно собственного тела.

2) упражнения на уточнение пространственных взаимоотношений относительно другого предмета.

3)упражнения на уточнение расположения предметов относительно человека, стоящего напротив.

3 этап Развитие графомоторных навыков письма

При выполнении графических заданий важны точность и тщательность, а не количество сделанных упражнений. От взрослого требуется правильно объяснить цель задания: «Что будем делать? Как будем делать». Лучше использовать короткие четкие инструкции, например: «Проведи пальцем прямую линию по точкам. Посмотри, куда показывает стрелочка. Возьми карандаши проведи по этим линиям дорожку». На начальных этапах продолжительность выполнения графических упражнений не должна превышать 5 минут.

Чтобы ребенок научился ориентироваться на листе бумаги, начало и конец графического движения обозначают точками, между ними проводят штрихпунктирную линию, а направление указывают стрелкой. В тех случаях, когда ребенок испытывает трудности в проведении линий на бумаге, можно на начальном этапе учить его проводить дорожки указательным пальцем по заданной линии, а затем карандашом или фломастером, ориентируясь на точки и на стрелку.

Вначале совместно с ребенком  проводите разнообразные линии на листе бумаги, затем показывайте и просите повторить; следующий этап – ребенок делает это по образцу. При этом Вы комментируете все графические движения. Обучение проходит в 4 блока, в каждом блоке несколько серий последовательных заданий.

 

  1. Блок обучения включает пять серий заданий.

Первая серия заданий. Обучает правильному захвату пишущего предмета, умению проводить прямые вертикальные прерывистые линии на альбомном листе бумаги в направлении сверху вниз: дождик, семечки, иголки, трава и т.п.

Вторая серия. Формируется умение безотрывно проводить вертикальные линии в направлении сверху вниз: стебельки, черенки, ленточки, заборчик

Третья серия. Формируется умение безотрывно проводить горизонтальные прямые линии от одного графического объекта до другого в направлении слева направо: мячик катится по дорожке, зверята бегут по тропинке, машины едут по шоссе и т.п.

Четвертая серия. Формируется умение ставить точки на листе бумаги в отмеченных местах и произвольно: зернышки для цыплят, песок в формочках, семечки для птичек, снег падает.

Пятая серия. Формируется умение проводить безотрывно спиралевидную линию от центра по нарастающей к периферии и наоборот – от периферии к центру в направлениях слева направо и справа налево, при этом внимание ребенка фиксируется на точке, с которой начинается линия: клубочки, нитки, круги на воде.

2 Блок включает в себя четыре серии заданий.

Первая серия. Дети обучаются штриховать контуры геометрических форм, простых предметных изображений, ориентируясь на точки и указатель стрелку.

Вторая серия. Дети овладевают умением проводить безотрывные линиидорожки (прямые, волнистые, ломаные) шириной от 2 до 2,5 см и от 1 до 1,5 см в направлении сверху вниз, слева направо, ориентируясь на вспомогательные ориентиры точки, стрелки, штрих пунктирные линии.

Третья серия. Дети учатся ориентироваться на листе бумаги, работать по образцу, сличать графические изображения со счетными плоскостными палочками, используя метод наложения: заборчик, елочка, грибочек, лесенка и т.п.

Четвертая серия. Формируется умение копировать изображения простых геометрических форм и предметов (круг, треугольник, гриб, домик, снеговик и др.) на плоскости листа(снизу, сверху, слева, справа) и дорисовывать их. Также закрепляется умение проводить разные линии по заданной штрихпунктирной. Для мотивации используются игровые приемы с предметами, сюжетные картинки.

3 Блок включает четыре серии заданий.

Первая серия. Формируется умение проводить прямые линии по дорожкам лабиринта. Дети сначала ведут по дорожкам указательным пальцем, а затем пишущим предметом безотрывно проводят сплошные линии (прямые, волнистые, ломаные) по центру дорожки (шириной от 2,5 до 1 см). Кроме того, дети учатся ориентироваться на указательстрелку: мышка должна добраться до сыра, зайчик до морковки, Красная Шапочка до дома бабушки и т.п.

Вторая серия. Дети учатся ориентироваться на альбомном листе бумаги (верх – низ, левая сторона – правая сторона, середина); обводить геометрические формы и простые изображения предметов по внешним контурам; проводить дугообразные линии по указателюстрелке; дорисовывать контуры изображений простых предметов. Продолжается формирование целостных образов простых предметов, представленных в изображениях (например, дом, елочка, гриб, зонт и т.п.).

Третья серия. Закрепляется умение ориентироваться на альбомном листе бумаги (определять середину листа, что изображено наверху и внизу, слева и
справа, в углах – верхнем левом и верхнем правом, нижнем левом и нижнем правом); умение проводить безотрывные линии по диагоналям через середину
листа; при выполнении заданий ориентироваться на указатель стрелку и штрихпунктирную линию.

 

Четвертая серия. Включает графические упражнения на широкой строке, чередование простых линий, фигур по образцу. Дети обучаются соблюдать интервалы и очередность геометрических фигур; последовательно обводить формы по штрихпунктирной линии, ориентируясь на указательстрелку: обведи фигуры в ряду, дорисуй следующую фигуру, нарисуй свой узор и т.п

4 Блок включает пять серий графических заданий

Первая серия. Учит выполнять упражнения в пределах широкой строки (ширина 4 см), ориентироваться на строке (фиксировать середину, верхнюю и нижнюю границы строки). Закрепляет умение проводить прямые безотрывные линии по этим границам с ориентировкой на точки начала и конца графического действия; вести вертикальные, наклонные, волнистые и ломаные линии в пределах строки, ориентируясь на стрелку: проведи пальцем по строке, проведи линию по верхней границе строки, проведи линию посередине строки, продолжи ряд, разложи геометрические фигуры на верхней строке листа, а на нижней строке скопируй их.

Вторая серия. Формируется умение ориентироваться на альбомном листе бумаги в крупную клетку (1,5х1,5 см), зрительно фиксировать одну клетку, обводить ее, показывать ее углы, проводить разные линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные) по клеткам, отсчитывать клетки, ориентироваться по точкам, по стрелке. Вырабатываются умения копировать простые изображения по клеткам в разных плоскостях листа бумаги: наверху – внизу, слева справа; работать по образцу; доводить упражнения до конца.

Третья серия. Закрепляются умения ориентироваться на листе бумаги в крупную клетку (1,5х1,5 см) и работать по образцу (копировать последовательно графические изображения простых предметов по клеткам, соблюдая очередность и интервалы между элементами, а также высоту и ширину изображения); переносить графические изображения на плоскость листа: сверху – снизу, слева – справа; доводить начатое графическое действие до конца: нарисуй домики, флажки, круги по клеткам, продолжи ряд, нарисуй кораблик слева, нарисуй башню справа, дорисуй по клеткам и т.п.

Четвертая серия. Закрепляются умения ориентироваться на крупной строке (ширина 4 см); копировать графические эле менты в пределах строки (соблюдать интервалы между эле‐ ментами, очередность, ориентироваться на точки, стрелку, штрихпунктирные линии); последовательно копировать элементы букв (наклонные линии, полуовалы, овалы, крючки, петли, зигзаги); завершать графическое действие: проведи линии по стрелке, продолжи ряд и т.п.

Пятая серия. Закрепляется умение ориентироваться на строке шириной 2 см. После того как у ребенка сформируются графические умения и навыки в пределах крупной строки (4 см), рекомендуем повторить упражнения четвертой серии на строке шириной 2 см. Этот переход важен для дальнейшего выполнения упражнений на поле листа тетради в крупную линейку.

Литература:

1.Антонова А.В. Развитие графических навыков у детей с общим недоразвитием речи. Методическое пособие. – М.: 1997 – 55с.

2.Готовимся к школе. Программно – методическое оснащение коррекционно – развивающегося воспитания и обучения дошкольников с ОНР Под ред. С.Г. Шевченко. – М.: Ника – пресс, 1998. – 200с.

4.Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму: Конспекты занятий с играми и упражнениями по развитию мелкой моторики и графических навыков у детей 5–7 лет. – М.: Издательство “ГНОМ и Д”, 2003. – 120 с.

6.Галкина Г.Г., Дубынина Т.И. Пальцы помогают говорить: коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей. – М.: Издательство “Гном и Д”, 2005. – 40 с.

7.Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н. Вправо – влево, вверх – вниз: Развитие пространственного восприятия у детей 6–8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 80 с.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *