НАРУШЕНИЕ СЛУХА У ДЕТЕЙ.

Неслышащие малыши – совершенно обычные дети. Они так же любят бегать, играть, танцевать, веселиться и шалить, экспериментируют с разными предметами, строят, лепят и рисуют. Но очень часто им не с кем играть. Родители слышащих ребятишек не поощряют их общения с глухими, а порой и препятствуют таким контактам. Потому что необученный неслышащий малыш не говорит. Вместо членораздельной речи он издает возгласы, иногда пользуется жестами, не понимает обращенной речи.  Подобные ситуации травмируют родителей глухого ребенка, да и сам он со временем начинает ощущать себя отличным от других. 

Нарушение слуха, каким бы тяжелым оно ни было, не является непреодолимым препятствием при обучении ребенка речи. Те или иные остатки слуха имеют все глухие дети, поэтому соответствующее восприятие необходимо развивать даже в тех случаях, если эти остатки – минимальны. При создании определенных условий неслышащие дети достигают высокого уровня развития и речи и слуха. Дети с нарушенным слухом должны жить вместе со слышащими и иметь равные с ними возможности.

Особенности развития глухих детей.

Потеря слуха может произойти в любом возрасте. Когда глухота врожденная, для овладения речью ребенку понадобится специальная помощь, самостоятельно этот этап он уже не осилит. 

Если ребенок оглох позже, когда он уже освоил речь, есть опасность, что постепенно она может утратиться. Но при создании специальных условий и глухим детям можно дать возможность слышать и разговаривать.

Самый главный шаг в слуховой реабилитации – это своевременная диагностика проблемы со слухом. Лучше, если она будет проведена в первые 12 месяцев жизни малыша, поэтому посещением профилактических осмотров у лор-специалистов пренебрегать не стоит. 

Если у самих родителей возникли подозрения, что ребенок стал хуже слышать, его следует срочно показать врачу.

В случае, если диагностика подтвердит наличие у ребенка проблем со слухом, оптимальным решением станет слухопротезирование. Не стоит экономить на этом, если у ребенка нарушения на обоих ушах, то необходимо приобретение двух слуховые аппаратов. Это поможет правильно развивать слуховое восприятие и усваивать устную речь.

Причины нарушений слуха у детей.

Слуховая функция человеческого организма очень тонко организована, нарушить ее может любой негативный фактор как до нашего рождения, во внутриутробном периоде, так и после. В связи с этим причины утраты слуха или его первичного отсутствия могут быть самым разными.

  • Наследственные – у родителей, имеющих проблемы со слуховой функцией, чаще рождается потомство с аналогичной проблемой, при этом унаследовать глухоту или тугоухость от рождения ребенок может не только от мамы и папы, но и от бабушки, дедушки. Генетики доказали, что глухота способна передаваться как по доминантному, так и по рецессивному признакам.
  • Врожденные – сложившиеся во время внутриутробного формирования плода, особенно в периоды, когда закладываются структуры органов слуха и соответствующие отделы головного мозга. Причиной отсутствия слуха у малыша способна стать вирусная инфекция, которой мама переболела, особенно это опасно в первом триместре, резус-конфликт мамы и плода, прием беременной антибиотиков, курение и прием спиртных напитков в период ожидания ребенка.
  • Родовые – аномалии слуховой функции в этом случае развиваются в результате родовых травм, таких, к примеру, как сдавление головки, применение акушерских щипцов, патологические роды, травмы шейных позвонков и т.д.
  • Приобретенные инфекционные – развиваются у детей, родившихся с нормальным слухом, в качестве осложнений заболеваний. Наиболее часто глухота и тугоухость становятся следствием таких болезней, как менингит, скарлатина, корь, инфекционный паротит (свинка). Для грудничков  очень опасны все штаммы вируса гриппа. Поражения слуха при инфекционной болезни в основном проявляются в поражении слухового нерва, улитки. Тяжелый, особенно гнойный отит, перенесенный ребенком, вполне может осложниться развитием тугоухости, обычно в легкой или средней степени. Лабиринтит чаще приводит к тяжелой тугоухости и глухоте. Причиной может стать перенесенный мастоидит, ушной свищ, евстахиит.
  • Приобретенные иные – часто проблемы со слухом развиваются у детей, страдающих аденоидами. Может развиться тугоухость и глухота из-за черепно-мозговой травмы, из-за приема ототоксичных антибиотиков (гентамицин, мономицин, неомицин, стрептомицин).

Реабилитация детей с нарушением слуха.

Меры, направленные на реабилитацию детей с нарушением слуха, следует начинать применять, как только ребенку исполнится 2-3 года. Восстановлением слабослышащих детей занимаются в специализированных учреждениях, где при помощи речевых занятий с использованием слуховых аппаратов преодолеваются последствия дефекта.

Раннее выявление у ребенка нарушения слуха и применение реабилитационных мероприятий является залогом его успешного восстановления. В домашних условиях реабилитация детей с нарушением слуха происходит посредством естественного речевого общения с родителями и людьми, имеющими нормальный слух и речь. Эта составляющая восстановительного процесса требует от родителей слабослышащего ребенка большого труда и терпения.

Для того, чтобы ребенок хорошо понимал Вас, надо соблюдать следующие правила:

1. Лицо говорящего должно всегда находиться на уровне глаз ребенка.

2. Говорите четко все слова, нормальной громкостью, спокойно, выразительно.

3. Особенно новые слова проговаривать четко и замедленнее.

4. Предложения лучше говорить короткие с ясной и понятной мыслью. Длинные предложения дети не улавливают, и плохо понимают.

Подготовила медицинская сестра Конева О.В.

Источник: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/osobennosti_psixicheskogo_razvitiya_detej_s_narusheniyami_sluxa/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *