ВИЗУАЛЬНОЕ РАСПИСАНИЕ

Для особенных детей сюрпризы и внезапные события – это скорее неприятные неожиданности, которые вызывают дискомфорт и тревожные чувства.

Чтобы ребёнок чувствовал себя увереннее, наши занятия с ним сопровождаются визуальным расписанием.

Визуальное расписание – это последовательность предметов, картинок, фотографий, слов или чисел, которые отображают этапы событий или занятий.

Для детей с ТМНР визуальное расписание – это способ удержать в поле внимания все занятия и действия, которые нужно совершать в течение дня. Также это удобный способ осваивать и осуществлять сложные комплексные навыки, среди которых может быть всё, что угодно: чистка зубов, процесс отхода ко сну, навык самостоятельной игры и т.п. Хорошо структурированное визуальное расписание качественно улучшает жизнь ребёнка с ТМНР, потому что обладает следующими преимуществами:

  • развивает и обучает;
  • учит последовательности действий во времени, фиксирует начало и конец действия;
  • улучшает понимание ребёнком выполняемых действий и способность к коммуникации;
  • снижает тревожность благодаря предсказуемости будущего, в том числе в новых обстоятельствах;
  • воодушевляет ребёнка сделать что-то не особо приятное ради того приятного, что случится потом;
  • повышает самооценку (с помощью визуальных подсказок путь к самостоятельности становится кратким и наиболее безопасным).

Эффективность визуальных расписаний доказана научными исследованиями.

Существует множество креативных и потрясающих разновидностей визуального расписания:

  • Расписание из предметов или тактильное расписание. Такое расписание наиболее уместно для детей с очень низкими речевыми навыками или невербальных.
  • Расписания из рисунков или фотографий. Рисунки или фотографии располагаются в вертикальную или горизонтальную линию с помощью липкой ленты, магнитов или других приспособлений, отображая последовательность занятий, действий или событий. Ребенок готов к такому расписанию, если может правильно соотносить картинки или фотографии друг с другом (например, в простой игре в лото). Некоторым детям проще распознавать фотографии, в то время как другим проще распознавать рисунки.
  • Письменные расписания. Эти расписания лучше всего подходят для тех, кто хорошо читает. Если ребенок только учится читать, мы используем расписание на основе изображений с добавленными к ним словами. Когда слово сопровождается картинкой, научиться читать существенно легче.

Не стоит путать «Визуальное расписание» и «Систему альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS» Карточки PECS (Picture Exchange Communication System) созданы для общения, чтобы ребёнок, у которого трудности с речью, мог наглядно показать свои желания и сказать о своём состоянии. В визуальном расписании могут быть использованы аналогичные картинки, но само расписание представляет собой отображение событий в течение дня. Цель визуального расписания – помощь в организации конкретного дела: проведении занятия, выполнении задания, соблюдении режима дня. У визуального расписания совсем иная функция, отличная от PECS, и обучают им пользоваться тоже совсем по-другому.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *