Психологические особенности детей с нарушением слуха.

У слабослышащих детей отмечается определенная специфика в развитии зрительного восприятия окружающей действительности; формируется тонкое восприятие мимики и жестов, которые сопровождают устную речь окружающих людей. Зрительное восприятие играет большую роль в развитии общения с другими людьми.

У детей с патологией слуха в раннем школьном возрасте снижена память. В дальнейшем же по мере обучения точность узнавания и воспроизведения предметов, а также осмысленность запоминания возрастает. Может наблюдаться задержка развития словесной памяти. Запоминание и сохранение в памяти тем надежнее, чем более выражены в материале смысл и содержание.

У слабослышащих детей наблюдается задержка в освоении речью. Это определяет своеобразие развития мышления. Проведение анализа и синтеза знаний об объектах затруднены в связи с необходимостью использования словесного материала об объектах. Эти операции протекают успешнее, когда анализ осуществляется не только в словесном плане, но и связан с практическим опытом. В процессе обучения они сравнительно легко овладевают словарным составом языка. Однако с трудом усваивают значение обобщающих терминов, осмысливают понятия. Все это может отразиться на грамматике.

Дефект слуха влечет за собой некоторые особенности и в формировании личности детей. Касаясь характерологических особенностей, можно отметить такие качества, как доброта и привязанность. Этим детям свойственны и черты инфантилизма (значительно дольше остаются детьми, не «спешат» взрослеть). У них высокая самооценка (так как она недостаточно сформирована). Но с возрастом самооценка становится адекватной (правильной и критичной).

Рекомендации родителям слабослышащих детей.

  1. Необходимо хорошо знать сущность дефекта Вашего ребёнка. Важно представлять себе трудности жизни слабослышащего или неслышащего человека в звучащем мире, понимать, чем они вызваны, быть в силах помочь их преодолеть, и главное, хотеть помочь «особому» ребёнку стать полноценным членом общества.
  2. Своевременно слухопротезировать ребёнка. Но приобретение слухового аппарата не означает, что дальше ребёнок будет полноценно развиваться как нормально слышащий.
  3. Ни в коем случае не допускать гиперопёки. Общаться с ним и воспитывать «на равных», конечно с учётом некоторых моментов общения.
  4. Помочь ребёнку освоиться в коллективе слышащих сверстников. Слышащим детям необходимо объяснить, что такого ребёнка надо принимать как равного, помогать ему, не унижая, не из жалости. Защищать в необходимых случаях.
  5. Общаясь с ребёнком, всегда надо находиться к нему лицом. Важно следить, чтобы ребёнок умел быстро отыскать говорящего, и переводил взгляд с одного говорящего на другого.
  6. Нельзя допускать, чтобы что-то оставалось не понято ребёнком. Это необходимо постоянно контролировать. С помощью одного-двух вопросов можно выяснить понял ли ребёнок. При этом нельзя забывать, что сами вопросы должны быть поняты ребёнком.
  7. Каждый момент общения с ребёнком должен быть использован для обучения восприятию. И каждую свою двигательную реакцию в ответ на обращение ребёнок должен обязательно «оречевлять».
  8. Реакции говорящего должны быть адекватными произносимому. Ваше реактивное поведение должно соответствовать ситуации или содержанию речи.
  9. Как можно чаще вызывать ребёнка на разговор.
  10. Обучение носит ситуативный характер, об этом надо постоянно помнить. Использовать любые ситуации для объяснения и воспитания правильного поведения, реакций на действия других.

 

Зав. отделением, психолог в социальной сфере  Владимирова Л.Н.

Источник:  журнал «Классный руководитель»

https://multiurok.ru/blog/riekomiendatsii-roditieliam-slaboslyshashchikh-dietiei.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *