Консультация “Книга или телевизор”

В наши дни телевизор прочно вошел в жизнь малышей. В современных семьях экран телевизора всё чаще заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные, разговоры с отцом. Экран становится главным воспитателем ребенка. Однако это, казалось бы, безопасное занятие может повлечь за собой весьма печальные последствия не только для здоровья ребенка, но и для его психического развития.

  1. Отставание в развитии речи.Дети поздно начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна.  Наиболее коварный аспект телевидения – это готовые пассивные, созерцательные развлечения, они приучают детей пассивно принимать образы, звуки, и затем идеи. Речь, исходящая с экрана, остается малоосмысленным набором чужих звуков, она не становится для ребенка своей. Дети поглощают телепрограммы, которые не требуют от них ответа, не реагируют на их отношение и на которые они сами никак не могут воздействовать. Овладение речью в дошкольном возрасте происходит только в живом общении, когда малыш вступает в диалог.
  2. Появилось новое заболевание – дефицит концентрации внимания. Это заболевание особенно ярко проявляется в процессе обучения и характеризуется гиперреактивностью, ситуативностью, рассеянностью.Таким детям необходима постоянная внешняя стимуляция. Многим детям трудно воспринимать информацию на слух. Короткие предложения они не способны удержать в памяти, поэтому детям не интересно читать даже самые интересные книги.
  3. Резкое снижение фантазии детей. Их ничего больше не интересует и не увлекает. Дети предпочитают нажать кнопку телевизора и ждать новых, уже готовых развлечений, не требующих никакой внутренней работы ребенка.

Вы спросите: Что же, совсем запретить ребенку смотреть телевизор? Совсем запрещать ребенку смотреть телевизор – не выход, но следует ограничивать время просмотра. Для детей дошкольного возраста рекомендуется смотреть не более 1 часа, для школьников – до 2 часов в день. Для детей – дошкольников легче свести до минимума то, что им позволяется смотреть, и следует быть очень разборчивыми в отборе передач.

Является ли чтение книг наиболее полезным и развивающим занятием для ребенка в сравнении с просмотром телевизора?

Книга – это неотъемлемая часть воспитания ребенка. С ее помощью он сможет найти ответы на интересующие его вопросы, познавать мир и самого себя, переживать истории героев, фантазировать развитие дальнейших событий того или иного произведения, получает все больше разнообразной информации необходимой ему для дальнейшего правильного физического, психического и умственного развития.
Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают накапливает богатый словарный запас, развивается связная речь малыша, у ребенка активно развивает воображение и память.

 Именно чтение выполняет не только познавательную, эстетическую, но и воспитательную функцию. Дети на примере литературных героев учатся доброте, честности, сказки или рассказы помогают сформировать понятия у детей о добре и зле, о любви и дружбе, о милосердии и сострадании. Через сказку легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия нравственности. Предоставить ему возможность проиграть ситуации для “положительного” и “отрицательного” героя. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для его дальнейшего развития. Ребенок “прожив” жизнь сказочных героев, получив первый осознанный опыт, осуществляет свой выбор и начинает отождествлять себя с положительным героем. Таким образом, сказка детям прививает добро. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми. Ведь если злодеи в сказках всегда оказываются у “разбитого корыта”, то единственный способ избежать этого – быть открытым, отзывчивым и добрым.

Как и какие книги нужно читать с детьми среднего возраста?

Дети должны уметь оценивать поступки персонажей, уметь давать простые характеристики главным героям. Например, на вопрос «Какой была Лиса?», ребенок может ответить «Злой!» или «Хитрой». «Почему Зайчик плакал?». Ответы: «Его Лиса обидела!», «Ему жить негде!», «Зайке холодно!». А чтобы решить поставленные задачи, ребенку мало просто прочитать книжку, с ним нужно ее еще и обсудить. Очень важно спросить у ребенка кому он из главных героев сочувствует, кого бы наказал, а кого пожалел. Если отрицательный герой уже наказан, как чаще всего и бывает, то поинтересоваться у ребенка — правильно ли это, справедливо ли? Может быть, Лису не нужно было выгонять из лубяной избушки Зайки? Может быть, Зайчика нужно оставить жить на улице?

Именно на таких детальных разборах о прочитанном и зарождается в ребенке нравственность.

Русские народные сказки для детей среднего возраста:

«Лиса, заяц и петух», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Кот-рукодельник», «Петушок-Золотой гребешок», «Медведь и мельник», «Заяц-Хваста», «Петушок и бобовое зернышко», «Морозко», «Терешечка», «Золотое веретено», «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

У детей 4-5 лет происходит активизация словарного запаса, идет
развитие связной речи. Читая ребенку литературные произведения, нужно обращать внимание на отдельные слова и выражения. Можно учить пересказывать короткие тексты русских народных сказок. 
В этом возрасте можно знакомить ребенка со сказками зарубежных авторов:

– Ш. Перро «Красная шапочка», «Кот в сапогах»;

– Братья Гримм «Принцесса на горошине», «Бременские музыканты»;

– Рассказы о природе и животных: В. Берестов «Заячий след», Е. Чарушин «Про зайчат», В. Бианки «Лис и мышонок», «Первая охота», Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про зайца длинные уши, косые глаза, короткий хвост»;

– К. Чуковского «Федорино горе», «Краденое солнце», «Айболит»;

– С. Михалкова «Дядя Степа»;

– С. Маршака «Вот какой рассеянный», «Багаж», «Сказка о глупом мышонке», «Усатый – полосатый»,

– стихи А. Барто, В. Маяковского, Е. Благининой.

Конечно, это неполный список литературных произведений для детей, каждый родитель может сам добавить наиболее интересные и увлекательные произведения для своего малыша.

Каждый ребенок индивидуален в своем развитии, поэтому необходимо учитывать желания малыша. По возможности нужно заменять телевизионные передачи, мультфильмы и фильмов не по возрасту ребенка – книгами и сказками. А телевизор использовать для развития ребенка, при просмотре добрых и поучительных сказок, а не для бесполезного время сопровождения.

 

Специалист по социальной работе Сарыева А.А.

Источник: http://www.sad85.lact.ru/e/3242471-konsultatsiya-kniga-ili-televizor

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *