Практическое бесстрашие. Страх темноты у ребенка.

Страх темноты – один из «возрастных» страхов.  Ребенок около 1,5-2 лет может ощущать тревогу в темноте. В возрасте 4-5 лет – страх может проявляться сильнее. Потом затихать. Около 7 лет может быть «обострение». Ребенок может переставать ходить по темному коридору, бояться оставаться спать в темной комнате, спать без ночника, иногда дети бояться закрывать глазки, «потому,  что там темно». После проявления страха темноты, буквально через три месяца-полгода ребенок может начать задавать вопросы о смерти (взрослому важно к этому вопросу подготовиться заранее).

Этот возраст – возраст активного развития фантазийной сферы. Время «гиперактивности» правого полушария мозга, которое различает «все сигналы», все видит, все слышит,  а для анализа и объяснения ему еще не хватает функций левого полушария мозга.

Страх темноты может быть:

– возрастным;

– последствием родового стресса;

– приобретенным (ребенка в темноте испугал громкий звук, предмет);

– кто-то из взрослых испугал его «бабаем», серым волчком;

– наказал, оставив в темной комнате;

– наследственным.

        Увиденные, «созданные кем-то» герои книг, мультфильмов  могут становиться источником страха. Идеально, если в книжках для дошкольников страшные герои описываются, но явно не рисуются. Так ребенок, каждый раз читая книгу по-разному, представляет образ страшного героя,  трансформирует его, не фиксируясь на нем. А родители чередуют чтение книг с разглядыванием иллюстраций, с чтением, когда ребенок сам может фантазировать, какой мир и герои описываются в книге.

Родителям важно помнить, что ребенку бесполезно говорить: «тут нечего бояться», «ты же взрослый (ая)». Страх ребенка не имеет пола и возраста, нелогичен для взрослого, но для ребенка он совершенно реален. И поэтому мы работаем с любым страхом уважительно, как с реально существующим в его мире. Опасно ребенка любого возраста и пола стыдить или над ним смеяться – ребенок не перестанет бояться, он перестанет нам доверять свои страхи свою уязвимость.

        Работа со страхом может вестись на «территории» страха, а именно на территории «правого полушария» – пространства игры и творчества.

        Важно помнить, что ребенок боится не темноты, а того, ЧТО в ней. И нам важно конкретизировать, что же именно пугает, что может произойти самого плохого в темноте (так мы постепенно «включаем» левое полушарие, и  нам легче понять природу страха и подобрать способ как можно от него избавиться).

        Наша задача как взрослых:  пойти на территорию страха ребенка и превратить темноту в друга.

В этом нам поможет:

– теневой театр;

– игра в темноте с фонариком (прятать в небольшом, темном помещении «сокровища» и в темноте искать);

– светить фонариком сквозь дуршлаг (на стене и потолке видно звездное небо);

– «Ангел-хранитель «День-ночь»  (нарисовать или сделать из любого материала образ Ангела-хранителя, которого можно было бы переворачивать разными сторонами: одна сторона – хранитель дня, другая – хранитель ночи).

        Примерно в 4 года дети начинают осознавать, что их родитель не божество и у них возникает потребность в супер-героях:

– спрей от монстров (поставить пульверизатор с картинками рядом с кроватью,     чтобы он брызгал им и говорил «Монстры убегайте и меня не пугайте!»;

– сделать портрет монстра;

– рисование на черной бумаге (черная бумага – темнота.  Можно рисовать белым маркером или восковыми мелками).  Само рисование –  уже терапия;

– сделать ловушку для страшных снов или того, что может жить в темноте (коробочку, ящик, в который можно спрятать страшный сон);

– игры-прятки;

– игры в супер-героев. Можно «превратить» ребенка в супер-героя  с той супер-силой, которая ему поможет в темноте (можно нарисовать фломастером на руке или ладошке волшебную кнопку, которая активизирует супер-возможности).

        Появление страхов, тревог, фантазий, истерик, болезней – совершенно естественная часть взросления детей. У самых лучших родителей дети болеют и иногда боятся и вредничают. Благодаря тому, что ребенку безопасно и надежно с нами развиваться, благодаря тому, что ребенок будет получать опыт уважения и поддержки – некоторые «симптомы» будут проходить сами. Иногда важно сопровождение специалиста. Часто мы сами можем стать таким «проводником» в путешествии на территории страха для того, чтобы  его трансформировать.

Заведующая стационарного отделения Чепурова В.А.

Источник: https://vk.com/psihosomatika

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *