Особенности воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья

     Для любого ребенка главное место в жизни занимает семья, являясь главным фактором развития и становления личности. Семья, имеющая ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, имеет особый статус. В таких семьях на первом месте стоит не только воспитание ребенка, но и решение его проблем, среди которых закрытость от общества, общая эмоциональная обстановка в семье. Наличие в семье ребенка с инвалидностью не редко является причиной низкого качества жизни в связи с недостатком времени для карьерного роста, отсутствия времени на отдых и на социальную активность.

Семейное воспитание детей с ОВЗ, представляет значительные трудности. Родителям зачастую трудно определить меру строгости и требовательности к больному ребенку, пожалеть или наказать его за неправильно выполненные действия.

    Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья важно принять и полюбить себя. В душе этого ребенка изначально существует необходимость доказать себе и миру, что он многое может делать сам. Он хочет состояться как личность, жить полноценной жизнью. И чаще всего мешает им это делать не болезнь, а родители. Чаще всего у родителей детей с ограниченными возможностями здоровья формируется гиперопекающий стиль воспитания. Они делают болезнь центральной проблемой всей их жизни, уделяют ей чрезмерное внимание. Они настолько сильно опекают своего ребенка и стараются оградить от всех жизненных невзгод, что ребенок, вырастая, не взрослеет и остается большим ребенком.  Он не приспособлен к самостоятельной жизни. Он не может самостоятельно приготовить себе обед, заработать денег, планировать свою жизнь.

Формируются следующие черты характера:

 Нерешительность

 Неспособность принимать даже самые простые решения. Такой человек всегда будет спрашивать совета и ждать подсказок извне.

 Низкая самооценка

 Начиная самостоятельную жизнь, человеку приходится выполнять ряд действий, и чаще всего он их осуществляет безуспешно, так как ранее это все делали за него, он начинает ощущать, что ни на что не способен. Он тем самым подтверждает ту беспомощность, которую родители внушали ему много лет.

 Ипохондрия

 Ребенок также, как и родители начинает заострять внимание на своем недуге из-за чего не может эффективно реализоваться в жизни. Человек чувствует себя чаще больнее и слабее, чем он является на самом деле и внушает себе и своему телу, что он и правда сильно, и безнадежно болен. Пропадает интерес к жизни, преобладают негативные эмоции.

 Инфантильность.

 Мамы таких детей всю жизнь пытаются все решать за своих детей: куда им поступать учиться, кем работать, какую одежду носить и т.д. Это создает своего рода психологическую зависимость ребенка от матери. Психологическое отсоединение становится невозможным.  Уже выросшие дети (особенно девочки) начинают бессознательно проживать жизнь по сценарию матери. Они также, как и их мамы относятся к миру, к различным его проявлениям, в частности к противоположному полу. По сути, они проживают чужую жизнь, допуская те же ошибки, наступая на те же грабли. Такая девочка, вырастая, не может построить счастливую личную жизнь, часто даже не может иметь детей.

Принципы правильного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья

  • Предоставляйте ребенку как можно чаще принимать собственные решения и не препятствуйте их реализации;
  • Спрашивайте совета у своего ребенка;
  • Если в семье есть другие дети – относитесь ко всем одинаково. Это будет хорошей профилактикой детской ревности, во-первых, а во- вторых, вы избежите возникновения вторичной выгоды от болезни у вашего ребенка.
  • Уделяйте время себе. Не приносите в жертву свою жизнь ради ребенка. Он рано или поздно почувствует, что вы от многого отказались из-за него и у ребенка сформируется стойкое чувство вины просто за то, что он появился на свет. А это чревато различными проблемами психологического характера, в том числе и неумение заботиться о себе, раз вы ему не показали, как это делается.
  • Учите ребенка обходиться без вашей помощи. Это поспособствует приобретению необходимых жизненных навыков и самостоятельности.
  • Научите ребенка приемам саморегуляции и улучшению собственного самочувствия, приучайте к спорту и здоровому образу жизни. Этот пункт необходим для того, чтобы преодолеть симптомы болезни, улучшить самочувствие и добиваться намеченных целей.

  Рождение особого ребенка структурно деформирует семью. Это происходит вследствие колоссальной психологической нагрузки, которую несут члены семьи.   Оказавшись в такой ситуации, родители не знают, что делать дальше, они пребывают в состоянии стресса, ведь долгие ожидание и надежды в одно мгновение рухнули. Родители оказываются в тупике, не знают, как дальше жить. В первую очередь, такая стрессовая ситуация влияет на состояние матери.

Рождение ребенка с интеллектуальным нарушением влияет на социальную жизнь семьи. Круг общения семьи сужается, мать уходит с работы на долгие годы. Ребенок может являться причиной конфликтов между родителями. Горе, боль и отчаяние, которые испытывают родители, нарушают эмоциональную стабильность и здоровье семьи. Часто, в такой семье, забывают о потребности в совместном проведении досуга и отдыха.

  Для создания благоприятных условий воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье, родителям, прежде всего необходимо знать особенности развития ребенка, а также его возможности. Большое значение имеет правильный распорядок дня: строгое соблюдение режима питания и сна, чередование занятий с отдыхом и прогулками, умеренный просмотр телепередач. Немаловажную роль играет и организация систематических, целенаправленных занятий по развитию речи, формирования навыков самообслуживания и двигательных навыков и умений. Установлено, что наличие определенного порядка создает условия, при которых у ребенка нет оснований для капризов, для отказа подчиняться ряду установленных требований. Постепенно он упражняется в умении сдерживаться и регулировать свое поведение. При упорядоченной жизни в домашних условиях у него расширяется кругозор, обогащается память, формируется наблюдательность и любознательность.

А для детей с ограниченными возможностями главное — макси­мально овладеть навыками самообслуживания, научиться ориентиро­ваться в окружающем мире и жить самостоятельно, насколько это возможно. Поэтому родителям необходимо выбрать наиболее оптимальные условия и формы обуче­ния, воспитания, физического развития, обеспечивающие нормальную жизнь таких детей в обществе.

  Цель семейного воспитания и состоит в том, чтобы помочь ребенку социально интегрироваться, насколько позволяют его возможности. Именно в семье происходит ни с чем несравнимый по своей воспитательной значимости процесс социализации ребенка, что предполагает разностороннее познание им окружающей социальной действительности, овладение навыками индивидуальной и коллективной работы, приобщение к человеческой культуре. Ведущими в формировании личности ребенка являются нравственная атмосфера жизни семьи, ее уклад, стиль. Под этим подразумеваются социальные установки, система ценностей семьи, взаимоотношения в семье друг с другом и окружающими людьми, нравственные идеалы, потребности семьи, семейные традиции. Внутрисемейные отношения для ребенка – первый специфический образец общественных отношений.

Самым важным в воспитании с «особым» ребенком является при­нятие его самого.  Первым шагом к принятию ребенка является наблюдение за ним. Причем наблюдение безоценочное, как бы даже дистанциро­ванное. Эффективным является ведение дневника наблюдений за ребенком. В нем можно отмечать как играет ребенок, какие игруш­ки привлекают его внимание, чем он играет, как общается с родите­лями, со взрослыми людьми, с детьми, как ест: аккуратно или не очень, может ли сам выбрать, что ему делать и т. п.

Важно изучить и научиться применять в процессе воспитания своего ребенка эффективные методы и методические приемы взаимодействия с детьми.

   Первый метод, который может применяться в процессе семейно­го воспитания «особого» ребенка — это метод моделирования различ­ных бытовых ситуаций. Ребенок развивается, наблюдая за ежедневны­ми событиями в доме: приготовление еды, стирка белья, разговор родителей по телефону и т. д. Для того, чтобы «особый» ребенок усво­ил эти ситуации, чтобы он чувствовал себя в них комфортно, родители могут создавать подобные ситуации и обучить ребенка элементарным действиям: как нужно брать телефонную трубку, куда нажимать, как вежливо ответить на звонок, что дает ребенку определенный опыт, кото­рый постепенно накапливаясь, готовит его к самостоятельной жизни. Моделируя различные ситуации и предлагая ребенку конкретное их решение, родители помогают избежать ситуаций неопределенности, ко­торые вызывают у «особого» ребенка тревогу, а иногда и агрессию.

   Второй метод — игровой: различные сюжетно-ролевые игры, игры, моделирующие поведение, домашние спектакли, развивающие и подвижные игры. Игра — это осмысленная деятельность, т. е. сово­купность осмысленных действий, объединенных единством мотива. Игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка и имеет большое значение для его физического и психического раз­вития, становления индивидуальности и формирования коллектива. Игра увлекает ребенка, доставляет ему радость, вызывает положи­тельные чувства и переживания, удовлетворяет его интересы в твор­ческом отображении жизненных впечатлений. Игра дает порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нару­шать правила и быть в игре. Это качество — порядок — очень ценно сейчас в нашем нестабильном, беспорядочном мире.

  Третий метод — это смена обстановки. Выезды на природу, про­гулки в лес, на озеро и т. п. Природа дает ребенку с ограниченными возможностями очень многое. Они чувствуют себя более раскрепощен­ными, на них не давит город своими порядками. В лесу можно и покри­чать, и побегать, а выплеск эмоциональной энергии необходим ребенку. Такие поездки имеют образовательное значение. Можно познакомить ребенка с названиями цветов и деревьев, насекомых и птиц. Можно поиграть с ребенком в простые подвижные игры. Научить его чему-то, например, тому, что нельзя брать в рот, а что съедобно. Научить собирать ягоды, грибы, примером показать, как нужно охранять природу и т. п.

  Четвертый метод — доступные ребенку творческие задания: нарисовать, вылепить из пластилина или глины, вырезать из бумаги, рас­красить картинку, сделать аппликацию и пр. В настоящее время проводится большое количество конкурсов и выставок работ детей-инвали­дов. Они могут быть полезными, надо им только немного помочь.

  Взаимодействуя со своими детьми родители и сами начинают лучше пони­мать ребенка, искать творческое разрешение возникающих проблем. Общение с нормально развивающимися детьми — это одна из ступеней социальной адаптации ребенка с отклонениями в развитии. Родителям следует это всячески поощрять.

Используемая литература

 Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. /И. Ю.  Левченко, В. В. Ткачева Москва: Просвещение, 2008. – 239 с.

Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: пособие для работников ДОУ /О. В. Солодянкина — 2-е изд., испр.. и доп. — Москва: Аркти, 2006 – 80 с.

 Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие / В.В. Ткачева. — Москва: АСТ; Астрель, 2007. -318 с.

 «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. — 2-е изд., перераб. и дополн. — Санкт-Петрбург.: Речь, 2005. — 477 с.

 Парфенова Т.Н.

Заведующая отделением дневного пребывания

и психолого-педагогической реабилитации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *