Роль конструирования в развитии детей

Заниматься конструированием дети начинают в очень раннем возрасте, вспомним всеми любимые цветные пирамидки и цветные кубики, которые нравятся всем без исключения. Термин «конструирование» (от латинского слова соnstruerе) означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов. Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой – в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки — для игры, поделки — для подарка маме и т.д.), поэтому должны соответствовать своему назначению.   Конструктивная деятельность ребенка это  достаточно сложный процесс: ребенок не только практически действует руками и воспринимает возводимую постройку, но и обязательно при этом мыслит. Это одна из самых интересных видов деятельности ребенка она глубоко волнует его, вызывает положительные эмоции. Конструирование обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания. В процессе конструирования дети знакомятся с различными материалами, осваивают сенсорные эталоны, закрепляют конструктивные навыки, учатся ориентироваться в пространстве. Кроме этого у ребенка развивается мелкая моторика, совершенствуется координация движений пальцев и кистей, развиваются психические процессы – память, мышление, воображение, внимание и восприятие. Нельзя забытьи о  и воспитательных моментов. Благодаря конструированию у детей пополняется словарный запас, развивается речь, художественно-творческие способности. Кроме того, художественно-конструктивная деятельность выполняет терапевтическую функцию: отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние.

Выделяют два вида конструирования – техническое (из строительного материала, деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; крупногабаритных модульных блоков) и художественное (из бумаги и природного материала).

Первый вид – техническое конструирование. Дети в основном отображают реальные объекты, придумывают поделки по ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом моделируются структурные и функциональные признаки.

Второй вид – художественное конструирование. Дети, создавая образы, не только отображают их структуру, сколько выражают своё отношение, передают характер, пользуясь цветом, фактурой, формой. Ролевые игры, в которые включаются элементы конструирования, способствуют развитию сюжета. Полноценное конструирование влияет на сам процесс (отбирается материал, обдумываются способы, планируется и контролируется деятельность.)  В раннем возрасте конструирование слито с игрой; в младшем игра уже побудитель к конструированию. Конструктивная деятельность так же  способствует развитию познавательных способностей, проявляются в умении выделять характерные свойства, различия, разбираться в сложных ситуациях, задавать вопросы, наблюдать. Познавательные способности обеспечивают успех любой познавательной деятельности.

Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются такие важные качества личности, как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность.
Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе — умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.) и работать дружно, не мешая друг другу.  

Существуют различные виды конструктивной деятельности детей каждая, из которых способствует формированию познавательных и социальных мотивов учения:

  • конструирование по образцу – обеспечивает переход к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера, помогает детям овладеть обобщенным способом анализа,
  • конструирование по теме – позволяет детям сами создавать замысел конкретных построек и поделок, выбирать способы их выполнения, материал,
  • конструирование по замыслу – развивает умение строить замысел, искать решение, не боясь ошибок,
  • конструирование по условиям – задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, что соответствует принципам деятельностного подхода.

Подводя итог, следует сказать, конструирование как деятельность охватывает большой круг разнообразных образовательных, развивающих и воспитательных задач: от развития у детей моторики и накопления сенсорного опыта до формирования достаточно сложных мыслительных действий и речевого развития, творческого воображения, художественного развития и механизмов управления поведением ребенка.

И в завершении, предлагаем вам несколько игр по конструированию для детей младшего дошкольного возраста. Оставьте на минутку домашние дела и поиграйте вместе с ребенком.

  1. «Постройка домика для кошки, собачки и козлика»

Цель: Развивать умение ребенка, строить домик. Учить выполнять постройку в нужной последовательности. Способствовать формированию совместной игры.

Материал: кубики и кирпичики, пластины.

Ход игры. 

Проиграйте с ребенком ситуацию, что идет  дождь, и  щенок Бимка промок, он сидит под деревом и дрожит. Ему нужно построить теплый домик – будку. Предложите построить домик для щенка. Ребенок сам подбирает материал, сам придумывает дом.

  1. «Загончик для животных»

Цель: Учить строить из вертикально поставленных кирпичиков. Воспитывать бережное обращение к постройке. Активизировать словарь: кирпичик, загончик.

Материал: кирпичики.

Ход игры. 

 Предложите ребенку  построить для игрушечных домашних животных загон, чтобы они не разбежались, чтобы их не съели волки. Строить надо из кирпичиков, поставленных вертикально. 

  1. «Ворота для машины Айболита»

Цель: Учить строить ворота из двух вертикально стоящих кирпичиков, на которые кладется еще один кирпичик.

Материал: кирпичики

Ход игры. 

Внимание в зоопарке заболел тигр. Добрый доктор Айболит едет на машине, чтобы вылечить больного Машина въезжает в парк, деревья мешают проехать дальше. Необходимо срочно построить ворота для машины. Ребенок предлагает свои постройки.

  1. «У куклы новоселье»

Цель: Закрепить навыки и умения работы со строительным материалом, учить играть с постройками. Постройка мебели, комнаты различными способами.

Материал: кубики и кирпичики, призмы, пластины, цилиндры.

Ход игры. 

Предложите ребенку стать строителем и построить для кукол целые комнаты с мебелью. Подобрать самому строительный материал, возможно пригласить  друзей для работы, и поселить кукол в новый дом.  

  1. «Придумываем фигуры»

Цель: Развивать логическое мышление, внимание, память, речь, развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму, развитие фантазии, творческой активности.

Материал: набор плоскостных геометрических фигур основных цветов, рамки, разрезанные фигуры.

Ход игры: Ребенок может придумать и сложить фигуры из различных элементов, дать им названия.

  1. «Лесенка для черепашки»

Цель:  Учить ребенка создавать постройки, накладывать детали друг на друга и ставя их рядом; узнавать и называть строительный материал и постройки.

Материал: кирпичики и пластины.

Ход игры. 

Заранее постройте водоем и предложите ребенку построить лесенку, чтобы черепашки добрались до водоема. Кирпичики необходимо накладывать друг на друга.

 

Специалист по социальной работе Шалафанова С.Н.

Источники: https://nsportal.ru/detskiy-sad/; https://blog.dohcolonoc.ru/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *