Рекомендации родителям, если ребенок ведет себя агрессивно

Проблема детской агрессии, к сожалению, имеет все тенденции развития и сегодня это проблема уже не отдельных семей, а всего общества. Беспричинные всплески ярости, желание поломать, разорвать, ущипнуть и даже укусить заставляют взрослых изолировать ребенка от других детей, чтобы предотвратить предполагаемый конфликт. Это мера предосторожности, но никак не решение проблемы – скорее наоборот: ребенок может еще больше замкнуться в себе, а проявления агрессии никуда не денутся, мало того, ситуация может выйти из-под контроля полностью. Первое, что нужно делать выяснить причины.

Причины детской агрессии это:

  1. Нарушение эмоционально-волевой сферы:
  2. Неумение ребенка управлять своим поведением;
  3. Недостаточное усвоение ребенком общественных норм поведения, общения;
  4. Неправильная реакция родителей на проявления агрессии или не правильные отношения родителей к ребенку;
  • Неблагополучная семейная обстановка:
  • Отчуждение, постоянные ссоры (в основном между родителями, различные стрессы);
  • Нет единства требований к ребенку. Например, родители ведут себя по отношению к ребенку строго, а бабушки и дедушки вседозволенность;
  • Игнорирование чувств, желаний ребенка. Данный стиль общения нацеливает ребенка на борьбу и мстительное поведение;
  • Ребенку предъявляют слишком суровые или слабые требования;
  • Физические, особенно жесткие наказания, деструктивное поведение родителей (пинки, шлепки, грубиянство, унижение и т. д.);
  • Асоциальное поведение родителей;
  • Плохие жилищно-бытовые условия, материальные затруднения.
  • Взаимоотношения с братьями и/или сестрами:
  • при появлении в семье ребенка (ревность);
  • если есть в семье еще дети (подросткового возраста).
  • Трудности обучения.
  •  Психологический климат в дошкольном учреждении.
  • Психопатологические и неврологические отклонения в формировании мозга и психики.
  • Средства массовой информации (мультфильмы).
  • Компьютерные игры.

Рекомендации родителям, если ребенок ведет себя агрессивно.

  1. Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно. 

         Слушайте своего ребенка. Проводите вместе с ним как можно больше времени. Делитесь с ним своим опытом. Рассказывайте ему о своем детстве, детских поступках, победах и неудачах. Если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе. Но и уделяйте свое «безраздельное» внимание каждому из них отдельно.

  • Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия. 

         Отложите или отмените вовсе совместные дела с ребенком. Старайтесь не прикасаться к ребенку в минуты раздражения.

  • Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии.

         Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях, например: «Я очень расстроена, хочу побыть одна. Поиграй, пожалуйста, в соседней комнате» или «Дела на работе вывели меня из себя. Через несколько минут я успокоюсь, а сейчас, пожалуйста, не трогай меня».

  • В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить.

          Примите теплую ванну или душ. Выпейте чаю. Позвоните друзьям. Просто расслабьтесь, лежа на диване. Послушайте любимую музыку.

  • Старайтесь предвидеть и предотвращать возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев. 

         Не давайте ребенку играть с теми вещами и предметами, которыми вы очень дорожите.

  • К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. 

         Постарайтесь предусмотреть всевозможные нюансы и подготовить ребенка к предстоящим событиям. Не позволяйте выводить себя из равновесия. Умейте предчувствовать наступление собственного эмоционального срыва и не допускайте этого, управляя собой и ситуацией. Изучайте силы и возможности вашего ребенка.  

  • Научитесь видеть в словах и действиях детей позитивный настрой и благие намерения.
  • Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения – не допускайте при нем вспышек гнева или нелестных высказываний о своих друзьях и коллегах.
  • Пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените и принимаете его.
  1. Чаще используйте прикосновение (тактильный контакт).

            Этим вы даете понять ребёнку, что он любим.

  1. Покажите неприемлемость агрессивного поведения:

         физического, вербальной агрессии по отношению к неживым предметам, а тем более к людям; осуждайте такое поведение. Если ребенок постоянно грубит бабушке, ограничьте их общение на некоторое время. Если ребенок швыряет в гневе игрушку – поднимите ее, верните ребенку и строго скажите, что игрушкам не нравится такое обращение, что она может сломаться. Если ребенок вторично швыряет игрушку – изымите ее на день-два. Скажите, что игрушка на него обиделась и попросила ее убрать от мальчика, который делает ей больно. Если ребенку года 2-3, попросите тут же погладить игрушку, а то она больше не будет играть со своим хозяином.

  1. Не переходите на личности, не оскорбляйте достоинства ребёнка, наберитесь терпения, не уступайте, говорите о своих чувствах.
  1. Используйте удивление для реагирования на агрессию.
  1. Попытайтесь ликвидировать агрессивные формы поведения среди близких, окружающих ребёнка.
  1. Предоставляйте выплеснуть агрессивные эмоции ребенку с помощью игры.

             Можно предложить следующее: подраться с подушкой, порвать “портрет” врага, использовать стаканчик для криков, поколотить стул надувным молотком, громко спеть любимую песню, налить в воду воды, запустить несколько пластмассовых игрушек и бомбить их мячом, пробежать несколько кругов вокруг дома или по коридору, покидать мяч об стену, устроить соревнования «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит»…

  1. Направьте энергию ребенка в положительное русло.

         Например, в спорт, где ребенок научится контролировать эмоции, управлять своим поведением (восточные единоборства, бокс, ушу, кроме того это может быть и рисование и пение).

  1. Мягкое физическое манипулирование (спокойно взять ребенка на руки и унести его с места конфликта).

         При общении с маленьким детьми этот способ является наиболее эффективным. Например, нет смысла уговаривать ребенка не трогать утюг в тот момент, когда его рука уже почти коснулась горячей поверхности. В этой ситуации родители, скорее всего, отведут малыша от интересующего его объекта, а потом объяснят, почему они так сделали.

  1. Учите ребенка не перекладывать свою вину на других.
  1. Установить четкий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминать о нем.

             Приказы и наказания могут вызвать либо гнев ребенка, либо постоянное подавление этого гнева. Поэтому наказывать следует только в крайнем случае. Если гнев ребенка будет постоянно подавляться (поскольку ребенок не всегда посмеет противостоять сильному взрослому), то он может перерасти в пассивно-агрессивные формы поведения. Ребенок может начать действовать исподтишка, специально делать что-то «назло», например, подчеркнуто медленно выполнять указания родителей, даже если вся семья опаздывает в это время в гости, в театр, и т. д.

         Чтобы наказание стало эффективным, взрослым следует выполнять следующие правила:

  • наказание должно следовать непосредственно за проступком;
  • наказание должно быть адекватным проступку;
  • наказание не должно быть унизительным для ребенка;
  • наказание не должно применяться одновременно с поощрением;
  • наказание не должно содержать угроз, тем более невыполнимых;
  • наказания должны быть последовательными.
  • Предоставить детям альтернативные способы взаимодействия на основе развития у них эмпатии, сопереживания.

          Если ребенок хочет погладить уличного котенка, то правильная модель поведения: надо пожалеть котенка и сказать:

– «Посмотри, какой несчастный, как ему плохо. Давай сходим домой, и принесем ему кусочек колбаски! Но трогать котенка или уносить мы не будет. Представь, тебя начнет трогать и уносить куда-то чужая тетя! Ты ведь испугаешься. Вот и котенок испугается, если мы его начнем трогать. К тому же, это может, не понравится его маме-кошке! Мы же не хотим огорчать маму-кошку!».

  • Попробуйте отвлечь ребенка во время вспышки гнева, предложите заняться чем-то интересным, покажите новую книжку, забавную игрушку, позовите гулять.
  • Модификация поведения: за хорошее поведение ребенок получает поощрение (награду).
  • Практикуйте эмоциональное поощрение за проявление доброты.
  • Учите ребенка выражать эмоции в словах: «я недоволен», «мне грустно», «я разозлился», «мне неприятно» и т. д.

Помните, бороться с агрессивностью нужно терпением, объяснением, поощрением.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *